Как ставить пальцы левой руки на гитаре

Содержание статьи

Левая рука на гитаре. Советы по правильному расположению левой руки с фотографиями

Левая рука на гитаре

Левая рука на гитаре. Общая информация

Новичок, впервые взявший в руки гитару, обычно не подозревает, что существует какая-то специальная левая рука на гитаре. Если вовремя не исправить грубые ошибки, это не только застопорит дальнейшее исполнительское развитие, но и может отбить желание играть (так как это будет приносить неприятные ощущения). Даже игра простых песен требует знания, как расположить пальцы для облегчения игры и зажимания многих аккордов (например, с барре).

Важность правильной постановки левой руки

как держать левую руку на гитареИгра на гитаре левой рукой на электрогитаре предполагает много партий с использованием перегруза. Новичок, впервые столкнувшийся с исполнением на дисторшне, сразу замечает, что сразу вылезает много грязи и лишних призвуков. Чтобы от этого избавиться, необходимо грамотно пользоваться тандемом глушений двух рук. Верно, поставленная левая рука на гитаре избавляет от многих из этих проблем. Кроме того, неверное расположение приводит ко множеству неприятных ощущений, дискомфорту в суставах, связках, и даже (при постоянном неправильном исполнении) к заболеваниям. Даже если вы поняли, что поставили руку ошибочно, то всегда есть возможность исправить это.

Пять общих правил

Расслабьте руку

Рука не должна быть напряжена. Причём это аналогично правой — проследите не только за кистью, предплечьем, но и за плечевым суставом и задней частью спины. Попробуйте максимально «вальяжно» опустить руку вдоль туловища и запомните эти ощущения. Примерно так должен вести себя плечевой аппарат, совершая усилие кистью и пальцами во время игры.

Как ставить пальцы левой руки на гитаре

Поставьте большой палец в правильное положение

Единой постановки большого пальца нет. Он будет двигаться во время исполнения как аккордов, так и соло. Однако стоит знать, что ладонь использует его в качестве опоры. Обычно она находится в подушечке и суставе первой фаланги. Палец почти никогда не «обнимает» заднюю часть грифа целиком. Опираемся примерно на половину. Причём положение его может быть как параллельно грифу, так и немного под углом (в зависимости от песни).

Как ставить пальцы левой руки на гитаре

Подберите оптимальную силу зажима струн

Одной из проблем может стать как недожим, так и слишком сильное зажатие. Недожимание происходит на начальных этапах, когда гитаристу не хватает сил в пальцах или он боится именно пережать. Переусердствовать тоже не стоит — если струна дребезжит, издаёт слабое звучание, то возможно причина не в силе, а в неверной позиции (или в самой гитаре, но это другая тема). Как бы это банально не звучало, но нужно найти нечто среднее, чтобы и звук был приемлемым и руке было удобно. Часто рекомендуют использовать эспандеры или другие силовые приспособления. Но главный тренажёр для гитариста — сам инструмент.

Как ставить пальцы левой руки на гитаре

Держите пальцы ближе к ладам

Чем ближе вы держите палец к ладовой перегородке (между ладами), тем чище будет звук. Но нельзя заходить на сами эти металлические порожки — тогда и начнётся дребезг, тусклое звучание, недожим. Проверьте — возможно какой-то из пальцев в зажатом аккорде упрямо залезает на ладовую перегородку и портит звук. Если пальцы не дотягиваются, подвиньте саму ладонь чуть правее.

Как ставить пальцы левой руки на гитаре

Следите за тем, чтобы позиция ощущалась комфортно

Часто во время исполнения сложного элемента (например, растяжки пальцев) тело гитариста непроизвольно начинает «съёживаться», горбиться, выгибать руки — принимает максимально неудобную позу. Поэтому при разучивании отвлекитесь от самого произведения и последите за своими ощущениями. Расслабьте часть руки или спину, если они напряжены и выберите более комфортное положение.

Как ставить пальцы левой руки на гитаре

Виды гитарного хвата

Классический

В классической игре опорный большой палец находится напротив среднего. Сомкните их без гитары, а затем положите инструмент в ладонь и повторите движение. Большой палец не торчит из-за грифа, а его сустав находится примерно посередине. Гриф не лежит в ладони, а как бы висит на опоре пальцев (они «обволакивают» его). Большой палец играет роль надёжной опоры, но не стоит слишком сильно давить на него — это может привести к неприятным ощущениям. Если требуется сыграть пассаж более громко и чётко, тогда есть смысл чуть поддавить.

Как ставить пальцы левой руки на гитаре

Блюзовый

Как держать левую руку на гитаре в блюзовом хвате. Он более свободный и предполагает активное использование большого пальца. В этом случае гитарный гриф можно представить в виде «шеи гуся», которого вы хотите задушить. Несмотря на довольно странную аналогию, она наиболее подходит для описания этого движения. Вы смело берёте гриф в ладонь и обнимаете его всеми пальцами. При этом большой перекидывается подушечкой через верхний край, а остальные пальцы располагаются примерно до 5 струны. Это необходимо для исполнения многочисленных бэндов и вибрато — кисть будет постоянно двигаться, а левые пальцы принимают участие в глушении наравне с правой рукой.

Как ставить пальцы левой руки на гитаре

Постановка для классической и акустической гитары

При постановке пальцев левой руки на гитаре «классики» требуют от ученика, чтобы они были «круглые». Для этого следует представить будто вы хотите взять теннисный мяч. Опора идёт на большой палец, который суставом первой фаланги упирается сзади в гриф. Палец может быть чуть изогнут, но слишком сильно выгибать его нельзя. Если посмотреть на ладонь, то между большим и указательным пальцем получится овальная «ямка» — в неё и следует положить гриф, а дальше пальцы встанут естественным образом. При этом предплечье относительно грифа примерно на 30 градусов, плечо расслаблено и не поднимается.

Читайте также:  Спица в пальце руки мизинец

Как ставить пальцы левой руки на гитаре

Постановка для электрогитары

Чаще всего при игре на электрогитаре применяется блюзовый хват. Это связано с исполнением многочисленных бендов, вибрато. Ещё одним нюансом является то, что пальцы на стоят перпендикулярно грифу (как в классическом хвате), а поворачиваются под углом примерно в 30-40 градусов суставом в сторону. Указательный палец при этом активно участвует в глушении — он подпирает вышележащую струну и нижележащую (например, при исполнении аккорда E5 (0-2-2-X-X-X) подушечками зажимаются 4 и 5 струны на втором ладу, а 1-3 глушится остальной частью. При этом открытая шестая немного подпирается.

В электрогитаре применяется и классическая постановка. Она необходима для игры быстрых пассажей, которые тяжело исполнить в блюзовой.

постановка пальцев левой руки на гитаре

Постановка для бас-гитары

Как правильно держать гитару в случае, если она басовая.

  1. Каждый палец находится над своим ладом (с учётом того, что ширина ладов на грифе разнится). Пальцы также стоят полукругом (эффект пружины);
  2. Прижимаем струну частью подушечки, близкой к ногтю (а не основной «толстой»). Это требуется для исполнения приёмов слайд, вибрато, бенд и т.д. ;
  3. Первые фаланги согнуты перпендикулярно к грифу;
  4. Большой палец находится напротив середины между указательным и средним. Его постановка сзади грифа соответствует классической гитарной.

Как ставить пальцы левой руки на гитаре

Приемы игры левой рукой

Hammer-on

Для тренировки блюзового хвата можно сыграть упражнения для левой руки на гитаре. Например, хаммер помогает развить постановку пальцев на струне «в линию». Установите указательный палец на любом ладу и делайте удар по соседним ладам поочерёдно (средним на лад вправо, безымянным на 2, мизинцем на 3). Следите, чтобы кисть не напрягалась и вам было удобно.

Pull-off

Теперь сделайте обратное упражнение. При этом палец не просто снимается с лада, а как бы чуть срывает его вниз.

Альтернативный способ взятия баррэ (через блюзовый хват)

Этот метод подходит не для всех песен и применяется чаще в эстрадной и рок-манере. Большой палец перекидывается через гриф и зажимает 6 или даже 5 струну (зависит от длины пальцы и возможностей кисти). Особенность способа в том, что обычно 1-3 пальцы зажимают только 1-3 струны, поэтому 4 остаётся открытой. То есть если вам необходимо взять баррэ со всеми звучащими струнами, то придётся зажимать его «классическим» методом.

Заключение

Эти описания являются общими. Главное почаще практиковаться и на своём опыте понять, какие позиции следует занимать, чтобы рука чувствовала себя комфортно. Также исполняйте разные по характеру произведения, чтобы чередовать хваты и постановки. Только набивая мозоли на пальцах от гитары можно найти ошибки и пробовать их исправить.

Источник

Постановка рук на гитаре. Советы для начинающих гитаристов.

постановка рук на гитаре 1

Вводная информация

Обучение игры на гитаре надо начинать не с разучивания аккордов и песен, как считают многие начинающие гитаристы, а именно с постановки рук. Это важнейший аспект гитарной игры, и именно то, как вы усвоили этот материал, и повлияет на ваш дальнейший прогресс. Причина проста — от постановки рук зависит техника. Упражнения для гитары, конечно, тренируют ее, однако такие аспекты как скорость и чистота звукоизвлечения идет рука об руку именно с постановкой рук. Поэтому если вы только хотите начать играть на гитаре — обязательно уделите внимание этой статье, поскольку именно с ее помощью вы сможете гарантировать себе, что в дальнейшем сыграете соло любой сложности быстро и четко. Если же вы уже играете на гитаре — то также поглядите этот материал и удостоверьтесь, что все делаете правильно.

Правильная посадка

постановка рук на гитаре 2Перед тем, как приступить к правилам посадки и положения рук, стоит отметить фундаментальную вещь, относящуюся к теме. Все тело должно быть максимально расслабленно и не напрягаться от совершенных движений. Это касается рук, пальцев и корпуса. Ваше положение не должно болезненно отзываться в частях тела, и вы не должны быстро уставать от него, органы и конечности не затекают и не дубеют.

Все начинается непосредственно с положения тела. В этом плане гитаристы разделились между собой на два лагеря — одни считают единственно правильным классическое положение гитары, вторые — эстрадное. Чем же они отличаются?

Классическое положение

постановка рук на гитаре 33Итак, эта позиция была придумана изначально, и именно таким образом на гитаре исполнялись первые произведения. Выглядит она следующим образом:

Правая — или левая нога, если вы левша — располагается на специальной подставке чуть выше левой (или правой). При этом выемка деки опирается на бедро, соответственно гриф гитары располагается по диагонали. Рука при этом находится напротив розетки и опирается на корпус. Между бедром и самой гитарой иногда ставят специальную подставку, но это не обязательно. Таким образом, достигается максимальный контроль в управлении как рукой на грифе, так и рукой играющей.

Эстрадное положение

постановка рук на гитаре 44Более распространенная позиция, которую использует на данный момент подавляющее большинство гитаристов. Оно гораздо проще, чем классическое — гитара просто лежит на бедре правой или левой ноги — в зависимости от того, какая рука у вас ведущая. В данном случае надо сделать лишь одну ремарку — гриф гитары должен находиться немного под углом вверх и не быть направлен в пол. Это неправильно и дает меньше контроля, а также портит все положение рук и технику игры. За этим поначалу стоит следить и по возможности корректировать.

Постановка рук на гитаре

Постановка правой руки

Как ни странно, однако именно с правой рукой у многих гитаристов возникают проблемы. Скорее всего, дело в том, что постановка левой руки более-менее очевидна, и вырабатывается сама собой, поскольку как-то иначе ее просто не поставишь. А вот на правую обращают внимание реже — играет себе и играет, главное, что удобно. Это в корне неверно.

Постановка правой руки 11Итак, правая рука обязательно должна быть расслаблена. Она должна как бы висеть либо прямо напротив розетки, либо немного сбоку от нее. В этом случае предплечье опирается на внешнюю сторону деки — это создает необходимую опору для движения. При этом при игре боем или гитарным перебором в идеале двигаться должна только кисть руки — игра «от плеча» в корне неверная и требует больше сил, чем надо.

Читайте также:  Трескается кожа на указательном и большом пальце правой руки

Постановка правой руки 2Положение руки над розеткой актуальна для потенциальных бас-гитаристов — и если вы собираетесь освоить этот инструмент, то потренируйтесь игре пальцами в таком положении. Начинать стоит со среднего и потом указательного — именно в такой последовательности дергаются струны.

Постановка левой руки

Постановка правой руки 2С левой рукой все попроще. Гриф должен опираться на большой палец, а остальные находятся напротив ладов. При этом они всегда должны находиться в полусогнутом состоянии — струны зажимаются подушечками пальцев, за исключением моментов, когда требуется зажать баррэ на гитаре. Старайтесь, чтобы положение левой руки не менялось на протяжении всей игры, и средний палец условно всегда находился напротив большого.

Постановка левой руки 2В некоторых ситуациях можно немного обхватить гриф рукой и большим пальцем заглушить одну из басовых струн — чтобы она не звучала и не мешала аккорду. Также можно сделать при игре соло-партии, особенно на верхних струнах — это даст больше контроля при игре.

Правильно:

Постановка левой руки 3

Не правильно:

Постановка левой руки 4

Постановка пальцев рук на гитаре

Левая рука

Главное, что стоит запомнить в этом вопросе — каждому пальцу — отдельный лад. То есть напротив каждого из разделений грифа должен быть один палец. Запомните это при игре гамм и тренировке на гитаре. Это сильно поможет в разборе правильных позиций соло-партий, а также сочинению своих собственных. Благодаря этому вы сможете правильно делать приемы легато, ставить интервалы и аккорды.

Правая рука

Основной совет в постановке пальцев на гитаре — «всегда быть расслабленным» актуален как никогда. Пальцы при игре ни в коем случае не должны никак напрягаться — они должны наоборот свободно болтаться. Если вы играете медиатором, то не сжимайте его слишком сильно — это придет с опытом игры. Если игнорировать этот аспект, то можете забыть о развитии скорости и мастерства игры быстрых партий — поскольку рука будет уставать гораздо чаще и сильнее.

пальцы рук гитарыПри игре перебором пальцы все пальцы должны быть в полусогнутом состоянии и быть перпендикулярны большому — образовывать своеобразный крест.

Советы начинающим гитаристам

Следите за руками. Всегда. Особенно — когда дома обучаетесь и делаете упражнения. Ваша главная задача — достигнуть правильной постановки конечностей и тела и дать своим мышцам их запомнить. Это довольно просто, если всегда принимать правильную позу — достаточно нескольких тренировок длинной всего в час-полтора.

Тренируйтесь играть аккорды на гитаре для новичков, соблюдая все правила. Делайте это медленно и ставьте перед собой цель обыграть их правильно и интересно, при возможности делайте это медленно — и обращайте внимание именно на то, в каком положении находитесь вы и ваши конечности.

Источник

Практика 2 — Работа над левой рукой

Второй урок — это подборка упражнений для левой руки.

После того, как будет достигнута правильная постановка и движения правой руки, точность и правильное чередование пальцев, можно начинать разрабатывать левую руку.

Для начала необходимо правильно поставить левую руку. Поверните руку ладонью к себе, раздвиньте все пальцы, согните их, будто держите небольшой шарик (большой не сгибать — он должен быть прямым), и в таком положении ставьте руку на гриф гитары.

Другой пример: возьмите в руки карандаш или ручку, с одной стороны подушка большого пальца, а с другой стороны кончики остальных четырёх пальцев. И в таком положении поставьте руку на гриф гитары.

Обратите внимание на то, как расположен большой палец: он находится поперёк грифа и не выходит за середину. Большинство новичков делает здесь ошибку, ставя большой палец вдоль грифа или же очень высоко, что палец выходит над грифом (на первой картинке с мальчиком видны эти ошибки с левой рукой).

После того, как расставили пальцы, немного выдвиньте запястье, как на картинке снизу:

Это нужно, чтобы пальца могли хорошо и точно зажимать струны.

Когда играете — не касайтесь грифа гитары ладонью, опираться нужно только пальцами.

Если в левой руке наши пальцы обозначаются латинскими буквами: p — большой, i — указательный, m — средний, a — безымянный, e — мизинец, то в правой руке используются обычные арабские цифры: 1 — указательный, 2 — средний, 3 — безымянный, 4 — мизинец. Для большого пальца левой руки нет обозначения, т.к. он не используется при игре в классическом положении.

____________________

Упражнение 1 — Расположение пальцев по порядку:

1) Поставьте 1-ый палец (указательный) на 1 лад грифа 1-ой струны и зажмите;

2) Поставьте 2-ой палец (средний) на 2-ой лад 1-ой струны и зажмите;

3) Соответственно с 3-им пальцем (безымянный) — на 3-ий лад 1-ой струны;

4) 4-ый палец (мизинец) поставьте на 4-ый лад 1-ой струны и зажмите.

Это упражнение вырабатывает тактильную память. Отрабатывая это упражнение, ваши пальцы привыкнут к размерам ладов и вскоре вы сможете хорошо нажимать даже с закрытыми глазами.

Советы: Понажимайте также в обратном порядке — с мизинца на 4-ом ладу и до указательного пальца на 1-ом. А также на других струнах и на других ладах.

____________________

Упражнение 2 — Игра обеими руками:

После того, как доведёте практически до автоматизма 1-ое упражнение (т.е. не раздумывая, без пауз, сможете легко пронажимать на всех ладах), можете соединять игру обеими руками.

1) Поставьте 1-ый палец (указательный левой руки) на 1 лад 1-ой струны и зажмите;

1.2) Пальцем i (указательный правой руки) извлеките звук первой зажатой струны;

2) Поставьте 2-ой палец (средний левой руки) на 2-ой лад 1-ой струны и зажмите;

2.2) Пальцем m (средний правой руки) извлеките звук 1-ой струны;

3) Зажмите 3-им пальцем (безымянный левой руки) 3-ий лад 1-ой струны;

3.2) Пальцем i (указательный правой руки) извлеките звук;

4) Зажмите 4-ым пальцем (мизинец левой руки) 4-ый лад 1-ой струны;

4.2) Пальцем m (средний правой руки) извлеките звук 1-ой струны.

Это уже сложное (комплексное) упражнение, поэтому приступайте к нему только когда хорошо отработаете все предыдущие (для правой руки и упражнение 1 для левой).

Это упражнение состоит из «Упражнения 1 — Чередование i и m (пальцы правой руки)» и «Упражнение 1 — Расположение пальцев левой руки по порядку»

Советы: Сначала зажимайте струну левой рукой и только потом извлекайте правой, не пытайтесь делать 2 действия одновременно. Сначала нужно понять «технику» в медленном темпе, т.е. нужно понять, как двигаются пальцы и куда встают, в какой последовательности всё делается, и лишь потом можно ускорять процесс. Также проиграйте это упражнение на других струнах и других ладах. Как начнёт хорошо получаться — сделайте себе «экзамен» — сыграйте упражнение 5 раз подряд без единой ошибки и без остановок.

Не переживайте, если это не получается сразу, этот экзамен должен показать вам, готовы ли ваши пальцы к нагрузке или нет. Поэтому нужно отнестись к нему с ответственностью и выполнить как можно лучше.

Ноты и табулатура:

Читайте также:  Волейбол большой палец руки

Упражнение 2

Около музыкального ключа (скрипичного) появились цифры 4/4. Они показывают размер каждого такта (такт — часть нотного стана или табулатуры, которая ограничивается тактовой чертой). Более подробно об этом вы узнаете в след. статьях.

Также около нот появились дополнительные цифры. Может возникнуть вопрос: «Зачем нужны ещё цифры, если в табулатуре они уже есть?». Потому-что в табулатуре указаны лады, а цифры около нот — это обозначение пальцев левой руки. Это только здесь цифры на табах и в нотах совпали, в дальнейшем цифры могут не совпадать.

Также вы наверняка заметили странные знаки около нот: # и ♮. Это «знаки альтерации». # — «диез» — это знак, который повышает ноту, около которой написан.

Например, на картинке 1-ая нота — это обычная нота «Фа», она зажимается на 1-ом ладу, как видно в табулатуре. 2-ая нота — это тоже нота «Фа», но рядом с ней находится этот знак # (диез), а значит, нужно сыграть повышенную ноту «Фа», т.е. на следующем ладу от обычной «Фа». В табулатуре мы видим, что «повышенная Фа» или «Фа-диез» находится на 2-ом ладу.

Теперь о знаке ♮(бекар). Дело в том, что когда мы пишем #(диез) около ноты, этот знак автоматически повышает все одинаковые ноты, как та, у которой он написан (т.е. все Фа становятся Фа-диезами) до тактовой черты. Это сделано для того, чтобы не писать слишком часто знак # у каждой повышенной ноты. Но после тактовой черты снова придётся написать #, если нота повышенная. А знак ♮ отменяет раннее написанные другие знаки альтерации (кроме # есть знак b — «бемоль»). Т.е. теперь вместо повышенной ноты нужно играть обычную.

Итак, если около ноты написан знак #-диез, то нужно играть повышенную ноту, если у ноты стоит знак ♮-бекар, значит раньше нота была повышена, но теперь снова стала обычной.

Ученики в музыкальных школах учат только ноты без табулатуры, поэтому, когда в нотах они видят «Фа-диез» как в упражнении — сразу зажимают 2-ой лад 1-ой струны, а если нота «Фа» — обычная без знаков или стоит знак ♮(бекар), то уже зажимают не на 2-ом, а на 1-ом ладу.

Эта «особенность» в знаках есть только в нотном изложении, потому-что ноты делятся на «основные» и «промежуточные» или же, для наглядности, на «белые» и «черные» клавиши фортепиано. Но если вы играете по табам, то там сразу видно, какой лад нужно нажимать. О ней мы рассказывали в предыдущем уроке о настройке гитары. Если объяснение о знаках альтерации не понятно — посмотрите в том уроке, там наглядно видно расположение нот на примере клавиатуры пианино.

____________________

Упражнение 3 — Игра на разных струнах:

В предыдущих 2 упражнениях мы зажимали и играли по одной струне (а потом по другим). Теперь попробуем сразу зажать несколько струн одновременно и сыграть по очереди каждую из зажатых струн.

1) Зажмите 1-ым пальцем (указательный левой руки) 1-ый лад 2-ой струны (не перепутайте);

2) 2-ым пальцем (средний левой руки) зажмите 2-ой лад 3-ей струны;

3) Теперь ставим правую руку: «i» (указательный правой руки) на 3-ю струну, «m» (средний п.р.) на 2-ую струну, «a» (безымянный п.р.) на 1-ую струну;

3) По-очереди играем сначала 3-ю струну (пальцем i, который подготовили), 2-ую (пальцем m) и потом 1-ую (пальцем a);

4) Можно сыграть 3 пункт в обратной очереди — с 1-ой струны до 3-ей.

Заметьте, что зажали мы две струны, но дергаем три струны — первая струна не зажата в ладах, она «открытая» струна.

Советы: Сначала расставьте правильно пальцы обеих рук, подготовьте их. Следите за пальцами левой руки: на струны нужно нажимать кончиками пальцев и так, чтобы случайно не задевали соседние струны. При игре слушайте звук — он должен быть чистым, без дребезжания, если звук не чистый — значит что-то не так в пальцах левой руки.

Ноты и табы:

Сначала нужно расставить пальцы правой руки вот так:

Это «аккордовый» вид табулатуры. Т.е. схема аккордов выглядит в виде такой таблицы. Вид здесь немного другой: вертикальные линии — это струны, 1-ая, самая тонкая струна находится справа. Лады — это горизонтальные линии, цифра слева указывает на 1-ый лад. Крестики над струнами — означают, что эти струны не используются при игре. А круглешок означает, что струна играется «открытая», без зажатых ладов. Черные точки — это пальцы левой руки, а цифры в точках — это обозначение пальцев.

После того, как зажали нужные лады и струны — играем упражнение в такой последовательности:

Упражнение 3

Наверное, вы заметили, что цифры около муз. ключа изменились, теперь там 3/4. А ещё вы скорее всего заметили, что в каждом такте по 3 ноты, когда в предыдущем было по 4 нот и размер был 4/4. Пока-что можно сделать вывод, что верхняя цифра показывает кол-во нот в такте.

____________________

Продолжайте тренировать свои пальцы на всех упражнениях для левой и правой рук, делайте их не спеша, но уверенно, чисто и красиво.

____________________

Благодарим за внимание!

Если понравилась статья, оцените её на нашем Telegram-канале Guitar Blog (@first_chord) и поделитесь с друзьями!

Источник