Веревочка на пальцах на одной руке

Ниточка (игра)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к навигации Перейти к поиску

Эта статья — об игре. О романе Курта Воннегута (1963) см. Колыбель для кошки.

Ниточка (также «игра в верёвку», «верёвочка», «резиночка», «плетение» и так далее — устоявшегося названия не существует) — игра, в которой нитью (верёвкой, шнурком), надетой на пальцы, образуют различные узоры (фигурки). Иногда процессу помогают зубами, запястьем и ступнями.

Описание[править | править код]

Во всём мире существует большое разнообразие подобных игр, в которые играют один или несколько человек. В Великобритании и США игра называется «cat’s cradle» (колыбель для кошки), в Германии — «Hexenspiel» (игра ведьмы), на Гавайях — hei (от гав. сетка, сети), на острове Пасха — kai kai, у эскимосов — ajararpoq, индейцев навахо — na-ash-klo (непрерывное плетение), народа макассар из Южного Сулавеси (Индонезия) — toêká-toêká (лестницы, лестница).

Среди фигурок, полученных в ходе игры, выделяют «лестницу Якова» (или «ромбы осэджей»[1]), «два бриллианта», «чашки с блюдцем», «месяц (солнце) в темноте» и другие.

Узоры могут состоять из отдельных частей, создаваться в процессе игры или даже появляются последовательно как различные персонажи во время рассказа истории. У некоторых народов фигуры использовались во время гадания, чтобы предсказать пол будущего ребёнка[2].

История[править | править код]

Происхождение игры неизвестно. Канадский автор Камилла Грисько отметила: «Мы не знаем, когда люди впервые начали играть в верёвки или когда первобытные люди изобрели это древнее искусство. Что мы знаем — так это то, что все первобытные общества имели и использовали нити для охоты, рыбалки, ткачества, а также то, что фигурки из нитей имели коренные народы во всем мире»[3].

Древнегреческий врач Гераклас (I век) сделал самое раннее известное нам описание нитяных узоров в трактате о хирургических узлах[4][5]. Эта работа была перепечатана в IV веке Орибазия в «Медицинском сборнике» (Collectiones medicae). Среди описанных узоров упоминается «Plinthios Brokhos», известный также у австралийских аборигенов как «облачное солнце»[6]. Инуиты делали нитяные фигуры, изображавшие вымершего шерстистого мамонта.

Фигурки из нитей изучались антропологами — например, Францем Боасом (1858-1942), Джеймсом Горнеллом (1865-1949)[7], которые пытались проследить происхождение и развитие их в культуре. Верёвочка, вероятно, возникла как развлекательная игра во многих обществах. Примеры были найдены в Юго-Восточной Азии, Японии, Южной Америке, Вест-Индии, на островах Тихого океана, у инуитов и индейцев. Игра также была распространена в Европе и Африке.

В 1906 году американский этнолог Кэролайн Фернесс Джейн (1873-1909) написала «Фигурки из нити, и как их делать» (String Figures and How to Make Them), одну из самых известных и подробных работ, посвящённых теме. В 1962 году вышло второе издание[8]. Книга содержит подробное описание более сотни верёвочных узоров[9].

В 1978 году была создана Международная ассоциация игры в верёвочку, основной целью которой является сохранение и распространение знаний о традиции этой древней игры.

В литературе[править | править код]

В детективном романе Джерома Барри[fr] «Leopard Cat’s Cradle» убийца оставлял на месте преступления тот или иной верёвочный узор, выбор которого был связан с характером жертвы[10].

В 1963 году был издан роман Курта Воннегута «Колыбель для кошки». Роман был номинирован на премию «Хьюго» в 1964 году и стал одним из наиболее известных произведений писателя.

Послушайте — когда-то, две жены тому назад, двести пятьдесят тысяч сигарет тому назад, три тысячи литров спиртного назад… Тогда, когда все были молоды… Послушайте — мир вращался, богатые изнывали от глупости и скуки, бедным оставалось одно — быть свободными и умными. Правда была неправдоподобнее всякого вымысла. Женщины были злы и красивы, а мужчины — несчастны и полны глупых надежд. И крутилась, крутилась жизнь, запутывалась все сильнее — как дикая, странная игра под названием Колыбель для кошки…

— Курт Воннегут. «Колыбель для кошки»

Примечания[править | править код]

  1. ↑ Гарднер, 1972, с. 284; англ. Jacob’s Ladder, Osage Diamonds (Gardner, 1991, p. 204)
  2. ↑ Foster Jr., George M. String-Figure Divination (англ.) // American Anthropologist, New Series (англ.)русск. : journal. — 1941. — Vol. 43, no. 1. — P. 126-127. — doi:10.1525/aa.1941.43.1.02a00300.
  3. ↑ Gryski, Camilla (1983). Cat’s Cradle, Owl’s Eyes: A Book of String Games, p.4. ISBN 0-688-03941-3.
  4. ↑ Miller, Lawrence G. The Earliest (?) Description of a String Figure (англ.) // American Anthropologist, New Series (англ.)русск. : journal. — 1945. — Vol. 47, no. 3. — P. 461-462. — doi:10.1525/aa.1945.47.3.02a00190.
  5. ↑ ISFA. Plinthios Brokhos (неопр.) // String Figure Magazine. — International String Figure Association, 2001. — June (т. 6, № 2). — С. 3-4.
  6. ↑ Day, Cyrus L. Quipus and Witches’ Knots (неопр.). — Lawrence, Kansas: University of Kansas Press (англ.)русск., 1967. — С. 86-89, 124-126.
  7. ↑ Abstract A Tribute to James Hornell (1865-1949), С. 1-56.
  8. ↑ C. F. Jayne, String Figures and How to Make Them, Dover Publications, 1962.
  9. ↑ Гарднер, 1972, с. 284.
  10. ↑ Гарднер, 1972, с. 287.

Литература[править | править код]

  • Мартин Гарднер. Глава 22. Игра в веревочку // Математические досуги / Пер. с англ. Ю. А. Данилова. Под ред. Я. А. Смородинского. — М.: Мир, 1972. — С. 282-289.

    Martin Gardner. Chapter 17. A Loop of String // The Unexpected Hanging and Other Mathematical Diversions. — Chicago and London: The University of Chicago Press, 1991. — P. 202-210. — ISBN 0-226-28256-2 (pbk.).

Источник

игра в веревочку))

Игра в верёвочку

М. Гарднер «Математические досуги» изд. «Мир». Москва. 1972 г.

Достойно сожаления, что искусство составления верёвочных узоров не получило широкого распространения; особенно полезным оно могло бы оказаться в руках учителей начальных классов, медицинских сестёр, ухаживающих за больными, вынужденными в течение длительного времени находиться в постели, и психиатров, рекомендующих ручной труд в качестве терапии.

Чтобы удовлетворить аппетиты читателей, я объясню, как сделать один из простейших и наиболее известных ромбических узоров. Его называют «ромбы осэджей», потому что этот узор впервые показал индеец из племени осэджей, однако в США его чаще называют «лестницей Якова».

Читатель должен взять полтора метра мягкого шнура, связать его концы и «показать, на что он способен». Немного попрактиковавшись, вы сможете строить «лестницу Якова» менее чем за 10 секунд.

Исходное положение — такое же, как и в большинстве верёвочных узоров: петля надета на большие пальцы и мизинцы обеих рук (рис. а).

Указательным пальцем правой руки подденьте участок шнура между мизинцем и большим пальцем левой руки и, не спуская шнура с пальца, отведите правую руку вправо.

Указательным пальцем левой руки подденьте участок шнура между мизинцем и большим пальцем правой руки (указательный палец левой руки должен при этом пройти между участками шнура, наброшенного на указательный палец правой руки) и отведите левую руку влево. У вас получится фигура, показанная на рисунке б.

Освободив большие пальцы обеих рук и натянув шнур, вы получите фигуру, показанную на рисунке в.

Поверните руки ладонями от себя, чтобы вам легче было поддеть кончиками больших пальцев самый дальний участок шнура в точках, обозначенных на рисунке в буквами А.

Поддев, разверните руки в прежнее положение. При этом участок, который был самым дальним от вас, пройдёт под всеми остальными участками шнура и станет самым ближним (рис. г).

Согните большие пальцы над ближайшими к ним участками шнура и подденьте ими следующий участок в точках, обозначенных буквами А на рисунке г.

Сбросьте петли с мизинцев. У вас получится верёвочная фигура, изображенная на рисунке д.

Согните теперь мизинцы над ближайшими к ним участками шнура и тыльной стороной мизинцев подденьте шнур в точках, обозначенных буквами А на рисунке д.

Освободив большие пальцы, вы получите фигуру, изображённую на рисунке е.

Согните большие пальцы над двумя ближайшими к ним участками шнура и подденьте их тыльной стороной следующие (третьи от них) участки шнура в точках, обозначенных буквами А на рисунке е.

Верните большие пальцы в исходное положение. У вас получится фигура, изображённая на рисунке ж.

Большим и указательным пальцами правой руки возьмите шнур в точке А (рис. ж), потяните на себя и наденьте петлю на большой палец левой руки. Затем возьмите петлю, которая была уже надета на большой палец левой руки, в точке B (рис. ж) и поднимите её; тем самым вы спустите эту петлю с большого пальца. Этот обмен петель часто встречается в верёвочных узорах. Левой рукой произведите аналогичный обмен петель на большом пальце правой руки. (Мастера верёвочных узоров могут обменивать петли на обоих пальцах одновременно без помощи другой руки, но начинающему лучше придерживаться описанной выше последовательности.) После всех операций у вас должна получиться фигура, показанная на рисунке з.

Теперь всё готово для последнего движения. Согнув указательные пальцы, введите их кончики в маленькие треугольники, помеченные буквами А на рисунке з. Высвободите мизинцы из петель и одновременно поверните обе руки ладонями от себя, как можно сильнее растопырив большие и указательные пальцы. (Выполняя заключительную операцию, следите за тем, чтобы шнур имел достаточно большую «слабину», иначе узор не раскроется полностью). Туго натяните шнур. Если всё было сделано правильно, вы увидите дорожку из ромбов, изображённую на рисунке и.

Внезапное появление красивых узоров из хаоса верёвочных переплетений принадлежит к числу наиболее приятных особенностей большинства манипуляций с верёвочкой.

Тем, кто в совершенстве овладел искусством составления верёвочных узоров, может доставить удовольствие выступление в «парном разряде», когда одну и ту же петлю удерживают двое играющих: один — правой, другой — левой рукой. Играя вдвоём, нетрудно одновременно сплести два одинаковых узора на двух петлях (первая петля накинута на правую руку первого игрока и на левую руку второго, вторая петля — на левую руку первого игрока и на вторую руку второго). Гораздо труднее одновременно сплести два различных узора. Такой трюк требует огромного мастерства и точной координации движений.

https://adhd-kids.narod.ru/articles/games5.html

Источник

Привет из детства — перепост 🙂

Оригинал взят у familyr_papa в Колыбель для кошки: игры с верёвкой

текст: Леха Андреев

, lexa

Недавно один из читателей «Летидора» заметил, что мои обзоры посвящены только игрушкам для мальчиков. Ну вот, я решил исправиться — эта колонка будет про игру, которая считается девочковой. По крайней мере, моя трехлетняя дочка уже заинтересовалась.

Правда, сам я познакомился с этой игрой в самом первобытном и мужском варианте. Когда мне было лет десять, отец впервые взял меня на рыбалку со спиннингом. На удочки я ловил и раньше, но спинниг — штука более сложная. Надо не только забросить блесну на середину реки, но и одновременно придерживать пальцем вертящуюся катушку, чтобы леска разматывалась равномерно — иначе она слетит с катушки вся сразу и образует огромную запутанную «бороду». Именно это и случилось после моего первого заброса. Я призвал на помощь отца, но он сказал — сам распутывай. И добавил: «Хорошо успокаивает нервы. У женщин для этого есть вязание, а у нас — леска».

Вероятно, именно из таких старинных занятий и родилось семейство игр с веревочным кольцом, растянутым на пальцах. В такую игру часто играли девчонки в школьных коридорах и летних лагерях нашего детства. Пацаны играли реже; видимо поэтому сам я начисто забыл все фигуры, которые умел делать когда-то. И если другие игры на пальцах я давно уже показал своим детям — и пальчиковых зверей, и КНБ, и тайные языки — то про «колыбель для кошки» я вспомнил только недавно. Однако с помощью Интернета можно не только восстановить забытое, но и научиться многим новым трюкам с веревочкой.

С чего начать

Вспомнил я про эти игры, когда в магазине «Гиперион» наткнулся на брошюру «Узоры на пальцах», написанную Михаилом Балабанчиком из Минска. Эта самиздатовская книжка неплохо работает как вводное пособие — там есть основные стартовые позиции и пошаговое описание пятнадцати веревочных фигур.

Брошюра Михаила — редкое, но не единственное такое пособие на русском языке. Есть еще книжка «Игры с веревочкой» (Афонькина Е.Ю., Афонькина А.С.). Правда, она последний раз издавалась в 2001 году, так что найти бумажный вариант непросто — но она есть отсканированная на пиратских сайтах. А еще есть «Волшебные веревочки на пальцах» (Ирина Шебушева, АСТ, 2010).

Однако делать веревочные фигуры по текстовым инструкциям непросто. Их гораздо легче запомнить, когда показывают буквально «на пальцах». К счастью, у того же Михаила Балабанчика есть сайт «Игры с веревкой» (https://uzveli.). Там собраны не только текстовые описания, но есть и раздел «Видео» — где Михаил в своих роликах показывает и начальные позиции, и некоторые фигуры. Вот один из его роликов:

Игра на двоих

А вот чего не хватает на сайте «Игры с веревкой» ,так это забавы на двоих — которая и была популярна у наших девчонок. Эта игра тоже существует в разных вариантах. Для любителей поломать голову есть текстовые описания, но опять же, проще разобраться на примерах видео.

Ниже приведен ролик, в котором сначала показано, как делать четыре самые популярные детские фигуры — «Чашка», «Эйфелева башня», «Метла» и «Лестница Якова». А затем идет собственно «колыбель для кошки» на двоих.

А вот русский ролик с игрой на двоих, с небольшой вариацией в конце:

Американский вариант — начало такое же, а концовка опять чуть-чуть другая:

Немецкая версия посложнее — тут больше дополнительных комбинаций:

И совсем необычная — «колыбель для кошки» на троих:

Для продвинутых: немного истории

Прежде чем перейти к ссылкам на более серьезные пособия по веревочным играм, хочется сказать несколько слов об истории этого феномена.

История, как и сама игра — запутанная. Никто точно не знает, когда и где появились эти игры. Их находят у американских индейцев и австралийских аборигенов, у эскимосов и африканцев. Если бы я был этнологом, я бы наверняка связал «колыбель для кошки» с гораздо более серьезной веревочной системой — узелковым письмом майя, и назвал бы родиной этих игр Центральную Америку. Кстати, у некоторых народов (например, у маори) веревочные фигуры до сих пор играют роль «секретного письма», с помощью которого пересказываются древние мифы.

Первые серьезные исследования веревочных игр начались только в самом конце XIX века. Это было очень своевременно, поскольку многие малые этносы уже вымирали под натиском индустриальной цивилизации. Так что сохранению веревочных игр мы во многом обязаны этнологам начала века, которые собирали описания таких игр. Один из первых сборников — 175 фигур с инструкциями — составлен Даймондом Дженнессом во время арктической экспедиции к эскимосам Аляски и Канады в 1913-1916 годах. Посмотреть эту коллекцию можно здесь.

К настоящему времени за рубежом издано множество книг про веревочные игры. Но я расскажу только об одной, и вы легко поймете, почему я ее выбрал.

Одним из ведущих исследователей веревочных узоров считается русская девушка, которой на момент исследования было всего 23 года. В 1930 году американский антрополог Франц Боас отправился в экспедицию на канадский остров Ванкувер, к индейцам Квакиутль. Он пригласил с собой выпускницу геофака ЛГУ Юлию Аверкиеву, которая попала в США по программе студенческого обмена. Именно ей Боас поручил собрать информацию о веревочных играх индейцев. Отчет Аверкиевой объемом почти 400 страниц содержал детальное описание более 100 фигур — с фотографиями, рисунками и инструкциями.

Увы, эта рукопись так и осталась в Америке. После возвращения Аверкиевой в Россию научное руководство заставило ее писать совсем другие работы, которые должны были подтвердить марксистско-ленинскую теорию. В частности, диссертация Аверкиевой называлась «Рабство у племен северо-западного побережья Северной Америки». Потом были еще работы о капиталической колонизации, и тому подобное.

Но и это не особенно помогло в жизни. Сначала нечто загадочное случилось с первым мужем Аверкиевой, американцем русского происхождения. По некоторым данным, он был репрессирован. Не обошли стороной и Юлию. В 1936 году ее исключили из комсомола и выгнали с работы в Музее антропологии и этнографии «за потерю классовой бдительности» — она предупредила встреченного на улице коллегу-ученого о готовящемся аресте.

Саму Аверкиеву арестовали в 1947 году, отняв у нее маленького ребенка, и осудили на 5 лет лагерей, с последующей ссылкой в Красноярский край. Формальной причиной ареста было слишком вольное общение с иностранными дипломатами. Но есть версия, что арест Юлии был одним из ударов КГБ по ее второму мужу, который работал российским послом в Китае — ему шили «шпионаж».

После амнистии в 1956 году Аверкиева вернулась в Москву, в Институт этнографии, и продолжала публиковать идеологически-верные исследования о классовой борьбе и угнетении индейцев. Умерла она в 1980 году.

А ее рукопись с веревочными играми 30 лет лежала у наследников Франца Боаса. В 1960 году они передали ее в американский Музей естественной истории, и там она пролежала еще 30 лет, пока в 1990 году ее не нашел биохимик Марк Шерман, на досуге изучавший веревочные узоры. Он переработал ее для печати и издал в 1992 году в США, под названием Kwakiutl String Figures. Считается, что это самая объемная коллекция веревочных игр, собранных у одного индейского племени. Скачать ее в PDF можно здесь.

Вот ролик, в которой показано, как делать одну из фигур индейцев Квакиутль из коллекции Юлии Аверкиевой. Фигура называется «Два дерева»:

Другие ресурсы: от Навахо до японцев

International String Figure Association

Международная ассоциация любителей веревочных фигур. Без регистрации на сайте можно поглядеть немногое — разве что последний выпуск видеопособия «Фигура месяца». Остальные ролики доступны только для членов Ассоциации (членство бесплатное, но нужно заполнить анкетку). Членам Ассоциации доступны также выпуски журнала String Figure Magazine, который издавался на бумаге до 2007 года, со множество инструкций по созданию фигур.

Dine String Games

Библиотека веревочных игр индейцев Навахо. Все фигуры сопровождаются видеороликами. Кстати, индейцы Навахо считают, что играть в эти игры можно только зимой, когда нечего делать. А летом — работать надо! Впрочем, на детей эти запреты не распространяются.

WWW Collection of Favorite String Games

Большая коллекция веревочных фигур, с инструкциями и роликами. Пополняется интернет-сообществом. Если вы занимаетесь с детьми, лучше всего начать со специального детского раздела.

Strings on Your Fingers

Большая библиография по веревочным играм. Включает ссылки на детские пособия (на английском) и многие другие книги и сайты.

Hawaiian String Figures

Гавайские игры — всего десяток роликов, зато очень необычные. Например, есть игра для двух человек с двумя веревками.

Ayatori

Японский блог про веревочные узоры. Японцы вообще очень любят играть в эти игры. Кажется, самой популярной детской фигурой у них является «Метла» — вот простая детская инструкция, а вот и более быстрая версия. Но похожая фигура под названием «Вигвам» есть и у индейцев Навахо. Так что я закончу свой обзор истинно японским роликом — как сделать «Восход солнца в горах».

Читайте также:

Игры на пальцах: тайные языки

Камень, ножницы, бумага и телепатия

Игры на пальцах: пособие для юных хакеров

Оригинал взят у familyr_papa в Игры с веревкой: от фигуры к сказке

текст: Леха Андреев, lexa

иллюстрация: Sasha Bowles

Месяц назад я опубликовал первый обзор про «колыбель для кошки» — и как оказалось, многие читатели «Летидора» были очень рады вспомнить эти игры с веревочкой на пальцах. Но дело не только в том, чтобы воскресить в памяти старые забавы: хочется еще и детей увлечь такой игрой, развивающей мелкую моторику и воображение. А увлекать детей — это более тонкое искусство, чем просто повторять движения по схемам из Интернета. И данная статья-продолжение будет посвящена именно тому, как играть с детьми.

Это, конечно, вовсе не исключает «взрослого» увлечения веревочными играми. Особенно интересно делать фигуры, которые еще не были сняты не видео, а были описаны лишь словами и рисунками в книжках столетней давности. Взяв такую старую книжку с сотней индейских, эскимосских или гавайских фигур, а то и целую международную антологию, можно обеспечить себя ежедневными веревочными головоломками на несколько лет вперед.

Но это удел совсем уж замкнутых людей. Потому что на самом деле веревочные фигуры — это язык общения.

Дети как инопланетяне

Знаете ли вы, что «колыбель для кошки» рекомендуется использовать как метод контакта с инопланетянами? Серьезно. Для этого даже есть очень практичные обоснования:

«Во время Второй мировой войны американским летчикам, которые летали над удаленным экзотическим местами типа Борнео (Калимантан), рекомендовалось иметь при себе кусок веревки длиной около шести футов, связанный концами в петлю. Идея была в том, что если придется совершить вынужденную посадку в чужой стране, где не говорят по-английски, то при встрече с аборигенами пилот должен вынуть из кармана веревку и начать делать «колыбель для кошки», а также все другие веревочные фигуры, которые он знает. И говорят, это действительно работало. Аборигены следили за веревочными играми чужака с большим и дружественным интересом, после чего вежливо брали у него веревочное кольцо и тоже начинали показывать фигуры, которые популярны в их племени. Эта антропологическая техника Первого Контакта может быть полезна и при первом контакте с внеземной цивилизацией.»

Не знаю, пробовал ли кто делать такое с инопланетянами — но у нас с дочкой получился очень похожий «контакт». Особенно эффектно это вышло на контрасте с тем, как отнесся к веревочным играм ее старший брат, которому уже восемь лет. Когда я показал ему несколько фигур, он сразу захотел научиться делать такие же. И очень гордился полученным знанием, показывая впоследствии эти фируры у себя в школе, а также на нашем мастер-классе.

А вот трехлетняя Ева поступила как настоящий инопланетянин. Посмотрев на мои веревочные игры, она отобрала у меня веревку и стала сама крутить ее на пальцах. Мое предложение «хочешь, покажу, как делать…» она гневно отвергла: «Ты что, не понимаешь? — я делаю СВОИ фигуры!» И действительно, тут же стала показывать и называть разные образы в сплетении веревки у себя на пальцах.

Ну и прекрасно. Тоже творчество.

Переходим к сказкам

Однако я не сдавался и придумал другой способ контакта. Когда подошло время сказки на ночь, предложил ей показать сказку на пальцах, с веревкой. И на ходу сочинил историю из последовательности трех фигур. Это подействовало — на следующий день она попросила снова показать сказку «про девочку и звезду».

Вообще-то и мне самому веревочные фигуры нравятся именно в динамике, в истории перехода от одной к другой. Однако большинство пособий в Интернете — это одиночные безмолвные фигуры. В таком подходе, конечно, есть свой плюс: визуальный язык веревочных контуров на видео понятен человеку из любой страны, в то время как история на человеческом языке требует перевода. Однако, если судить по этнологическим исследованиям, изначально все эти веревочные фигуры действительно сопровождались историями, мифами и сказками. Многие из них, увы, исчезли вместе с теми культурами, в которых они веками передавались устно, из поколения в поколение.

Зато тут, как и с обычными сказками, открывается большой простор для собственного творчества. По крайней мере, у меня за пару недель сочинился уже пяток веревочных сказок, которые я показываю дочке перед сном. Записывать их я пока не тороплюсь, поскольку они с каждым разом растут — по мере изучения новых веревочных фигур я просто добавляю их в сказки. А иногда теперь специально ищу такие фигуры, которые мне для сказки нужны. Или придумываю собственные.

Но если кто хочет посмотреть, как может выглядеть веревочная сказка — вот симпатичный ролик, снятый британским учителем Майклом Тейлором, который давно занимается веревочными играми:

История кошки

В прошлом обзоре веревочных игр я совсем мало написал про ту игру, которая собственно и называется «колыбель для кошки» — в нее играют два человека, по очереди снимая петли с пальцев друг друга и получая новые фигуры. Я просто вставил в тот обзор три ролика, в которых игра последовательно усложняется. Но опять-таки, повторять безмолвные движения из ролика — это не особенно интересно ребенку. Совсем другое дело — когда есть история.

А историю подсказывает загадочное название игры. В большинстве стран, включая Китай, Корею, Японию, Германию и Россию, никакой кошки в названии нет. Игра в этих странах называется просто «веревочка» либо «плетёнка» (китайское Kang sok, немецкое Fadenspiel, японское Ayatori, и так далее).

Откуда же взялась кошка и почему она оказалась в колыбели?

Это произошло у англичан. Изначально игра называлась по-английски cratch-cradle, то есть «ясли-колыбель». Эти два слова обозначают две фигуры игры — самую первую, с которой игра начинается (сradle, детская люлька), и ее перевернутую версию, которая появляется в середине (cratch, или manger, то есть кормушка-ясли). Видимо, однажды кто-то сыграл со своими детьми в «испорченный телефон», потеряв всего один звук в выражении cratch-cradle. Так и получилось cat’s cradle, то есть «колыбель кошки».

(«А теперь расскажи историю про собаку!» — попросила Ева. «Хорошо, — сказал я. — У англичан есть выражение «dog in the manger», то есть «собака в яслях», а по-нашему «собака на сене». Ну вот, если собака забралась в ясли, то почему бы кошке в отместку не забраться в колыбель?»)

Но это еще не история, только ее начало — первая фигура. А дальше я уже сам сочинял. Вот как звучит вся моя считалка (жирным шрифтом выделены веревочные фигуры, которые показываются при этом на пальцах играющих):

Раз, два, три, четыре, пять —

захотела кошка спать

и залезла в колыбель,

а оттуда — на постель.

Из постели с громким треском

прыгнула на занавески,

после снова в колыбель,

и обратно на постель.

А с постели — на буфет,

а с буфета — в наш обед!

Съела рыбу для гостей,

бросила гору костей

и ушла на двор гулять…

Так хотела кошка спать!

По-английски эти фигуры называются несколько иначе: Cradle (колыбель), Soldier’s Вad (солдатская кровать), Candles (свечи), Manger (ясли), Cat’s Eye (кошачий глаз), Fish in the Dish (рыба на блюде), (часы). Но никто ведь не мешает нам сочинять собственные названия для фигур! Тем более если это нужно для складной истории — так и запоминается лучше. В частности, я заменил устаревшие «свечи» на «занавески», которые более популярны у кошек.

А если вы не помните, как делать эти фигуры — смотрите ролик ниже.

Считается, что эти семь фигур — самая классическая версия игры. Последняя фигура, (в моей версии «двор») является выходом, то есть после нее уже нет возврата в игру. А на всех предыдущих шагах можно вернуться — например, от «рыбы» можно перейти обратно к «кровати» или к «колыбели».

Существуют и дополнительные фигуры, которые удлиняют цепочку. Например, та, что у меня называется «гора костей», а в английских вариантах это «hand drum» либо «hour glass». Ещё пару необычных фигур после «рыбы» я видел вот в этом немецком ролике:

Кстати сказать, это вообще самая длинная версия «колыбели для кошки», которую я до сих пор видел. Если кто знает еще какие-то варианты, расскажите, как их делать! Подлинная история кошки, забравшейся в колыбель, ждет своего продолжения!

Читайте также:

Колыбель для кошки: игры с веревкой

Своя сказка: как перестать читать чужие

Игры на пальцах: пособие для юных хакеров

Источник

Читайте также:  Терпнуть пальцы на руках и отекают