Успенский красная рука черная простыня зеленые пальцы краткое содержание

Красная рука, чёрная простыня, зелёные пальцы

«Красная рука, черная простыня, зелёные пальцы» — повесть Эдуарда Успенского, написанная по мотивам «детских страшилок». Успенский собрал множество таких историй и объединил их в небольшую повесть детективного жанра. Впервые печаталась в журнале «Пионер» № 2, 3, 4 за 1990 год с подзаголовком «страшные повести для бесстрашных школьников».

История страшилок[править | править код]

Детские страшилки — небольшие рассказы жанра городского фольклора.

Страшилки появились в 70-х годах XX века[источник не указан 4206 дней]. В какой-то степени эти жуткие мистические истории являются возрождением традиционных бывальщин и быличек в условиях современной городской жизни и осмысления детьми актуальных проблем реальной жизни (одиночество, страх смерти и т. д.).

Страшилкам сопутствовал определенный ритуал рассказывания. Как правило, они рассказывались в пионерских лагерях детьми перед сном или в других условиях, когда в темное время суток собиралась в отсутствие взрослых группа детей. Ритуал рассказывания мог включать «замогильный» голос, тягучее произношение, страшное лицо в кульминационный момент. Эффект устрашения усиливается тем, что слушающий включает собственную фантазию и, в сравнении с фильмами ужасов, не может видеть, а лишь представляет картины в самом ужасном виде, в том виде, который наиболее страшен лично для него, воплощает его индивидуальные фобии.

Интересно, что литературовед О. Ю. Трыкова, говоря о современной консервации жанра страшилок, видит одну из причин в том, что «утрачивается одно из главных условий процветания жанра — тайность его бытования», поскольку из сокровенного пласта детской субкультуры страшилки стали предметом всеобщего достояния, начало чему было положено Э. Успенским.[1]

Сюжет[править | править код]

Сюжет повествует о приключениях молодого смелого и сообразительного милиционера-практиканта Виктора Рахманина, которому на время летней практики поручается расследование загадочных убийств. В списке «подозреваемых» — не изученные наукой или правоохранительными органами мистические силы, например светящаяся красная рука, вылезающая из стены, женщина с красным лицом, замечаемая перед убийством или пожаром.

Вступая в схватку с потусторонними, незнакомыми и страшными силами, Виктор проявляет находчивость и отвагу. Он встречается со «свидетелями» этих происшествий (директор лагеря, дети, продавцы, коллеги-милиционеры), ездит в командировки по разным городам, обследует загадочные места — кладбища, особняки. Очень живописно автор описывает городки, улочки и местечки, в которые попадает герой. Интересен и внутренний диалог Виктора, который, понимая абсурдность детских пугалок, вынужден по всей форме расследовать происшествия, основанные на неподтверждённых слухах. С каждой страницей автор всё сильнее интригует читателя приключениями бравого милиционера, бросившего вызов потусторонним силам, воплощающим самые страшные, детские фантазии обыкновенного человека…

Художественная ценность[править | править код]

Повесть нацелена на детско-юношескую аудиторию и служит скорее для того, чтобы развеселить, чем чтобы напугать.

Одним из первых в детской литературе Эдуард Успенский обратился к жанру страшного фольклора. В 1986 году, выступая в радиопередаче «Пионерская зорька», он попросил школьников присылать известные им страшные истории[1]. Полученные письма с записанными детьми страшилками легли в основу новой повести. Писателю удалось умело спародировать поэтику фольклорной страшилки, соединить драматические темы с авторской иронией, мастерски преподнести читателям разного возраста собранную им коллекцию страшных историй.

Исследователями повесть «Красная Рука, Чёрная Простыня, Зелёные Пальцы» определяется как своеобразная игра в сказку, построенная на характерном для разных произведений Э.Успенского переосмыслении сюжетов, мотивов и образов традиционного и городского фольклора.[2] Произведение выдержало испытание временем и по-прежнему любимо читателями.

См. также[править | править код]

  • «Жуткий детский фольклор» — сборник детских страшных историй, собранных Андреем Усачёвым и Эдуардом Успенским, выпущенный в 1998 году.

Примечания[править | править код]

  1. ↑ 1 2 Трыкова О.Ю. Современный детский фольклор и его взаимодействие с художественной литературой. — 1997. — 132 с. — ISBN 5-87555-043-0.
  2. ↑ Плешкова О. И. Советское искусство для детей и постмодернизм (о творчестве Э. Успенского) / В.В. Десятов. — Изд-во Алт. ун-та. — Барнаул, 2006. — 22-44 с.

Издания[править | править код]

  • Эдуард Успенский. Красная рука, черная простыня, зеленые пальцы: Страшная повесть для бесстрашных школьников. — Ставрополь, 1991. — 47 с.
  • Эдуард Успенский. Красная рука, черная простыня, зеленые пальцы. — Росмэн, 1997. — 112 с. — 30 000 экз. — ISBN 5-257-00217-5.
  • Эдуард Успенский. Ужастики. Красная рука, черная простыня, зеленые пальцы. — Мир «Искателя», 2001. — 160 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-94743-020-7.

Источник

Красная Рука, Чёрная Простыня, Зелёные Пальцы

«Красная Рука, Чёрная Простыня, Зелёные Пальцы» — повесть Эдуарда Николаевича Успенского, написанная по мотивам «детских страшилок». Успенский собрал множество таких историй и объединил их в небольшую повесть детективного жанра. Впервые печаталась в журнале «Пионер» № 2, 3, 4 за 1990 год с подзаголовком «страшные повести для бесстрашных школьников».

Читайте также:  Отек большой палец на правой руке

История страшилок

Детские страшилки — небольшие рассказы жанра городского фольклора.

Страшилки появились в 70-х годах XX века[источник не указан 1077 дней]. В какой-то степени эти жуткие мистические истории являются возрождением традиционных бывальщин и быличек в условиях современной городской жизни и осмысления детьми актуальных проблем реальной жизни (одиночество, страх смерти и т. д.).

Страшилкам сопутствовал определенный ритуал рассказывания. Как правило, они рассказывались в пионерских лагерях детьми перед сном, или в других условиях, когда в темное время суток собиралась в отсутствии взрослых группа детей. Ритуал рассказывания мог включать «замогильный» голос, тягучее произношение, страшное лицо в кульминационный момент. Эффект устрашения усиливается тем, что слушающий включает собственную фантазию и, в сравнении с фильмами ужасов, не может видеть, а лишь представляет картины в самом ужасном виде, в том виде, который наиболее страшен лично для него, воплощает его индивидуальные фобии.

Интересно, что говоря о современной консервации жанра страшилок, литературовед О. Ю. Трыкова видит одну из причин в том, что «утрачивается одно из главных условий процветания жанра — тайность его бытования», поскольку из сокровенного пласта детской субкультуры страшилки стали предметом всеобщего достояния, начало чему было положено Э. Успенским.[1]

Сюжет

Сюжет повествует о приключениях молодого смелого и сообразительного милиционера-практиканта Виктора Рахманина, которому на время летней практики поручается расследование загадочных убийств. В списке «подозреваемых» — неизученные наукой или правоохранительными органами мистические силы, например, светящаяся красная рука, вылезающая из стены, женщина с красным лицом, замечаемая перед убийством или пожаром.

Вступая в схватку с потусторонними, незнакомыми и страшными силами, Виктор проявляет находчивость и отвагу. Он встречается со «свидетелями» этих происшествий (директор лагеря, дети, продавцы, коллеги-милиционеры), командируется по разным городам, обследует загадочные места — кладбища, особняки. Очень живописно автор описывает городки, улочки и местечки, в которые попадает герой. Интересен и внутренний диалог Виктора, который, понимая абсурдность детских пугалок, вынужден по всей форме расследовать происшествия, основанные на неподтверждённых слухах. С каждой страницей автор всё сильнее интригует читателя приключениями бравого милиционера, бросившего вызов потусторонним силам, воплощающим самые страшные, детские фантазии обыкновенного человека…

Художественная ценность

Повесть нацелена на детско-юношескую аудиторию и служит скорее для того, чтобы развеселить, чем чтобы напугать.

Одним из первых в детской литературе, Эдуард Успенский обратился к жанру страшного фольклора. В 1986 году, выступая в радиопередаче «Пионерская зорька», он попросил школьников присылать известные им страшные истории[1]. Полученные письма с записанными детьми страшилками легли в основу новой повести. Писателю удалось умело спародировать поэтику фольклорной страшилки, соединить драматические темы с авторской иронией, мастерски преподнести читателям разного возраста собранную им коллекцию страшных историй.

«Красная Рука, Чёрная Простыня, Зелёные Пальцы» называется исследователями своеобразной игрой в сказку, построенной на характерном для разных произведений Э.Успенского переосмыслении сюжетов, мотивов и образов традиционного и городского фольклора.[2] Произведение выдержало испытание временем и по-прежнему любимо читателями.

См. также

  • ССД (Фильм «Страшилки Советских Детей», 2009 г.)

Примечания

  1. ↑ 1 2 Трыкова О.Ю. Современный детский фольклор и его взаимодействие с художественной литературой. — 1997. — 132 с. — ISBN 5-87555-043-0
  2. ↑ Плешкова О. И. Советское искусство для детей и постмодернизм (о творчестве Э. Успенского) / В.В. Десятов. — Изд-во Алт. ун-та. — Барнаул, 2006. — 22-44 с.

Издания

  • Эдуард Успенский Красная рука, черная простыня, зеленые пальцы: Страшная повесть для бесстрашных школьников. — Ставрополь, 1991. — 47 с.
  • Эдуард Успенский Красная рука, черная простыня, зеленые пальцы. — Росмэн, 1997. — 112 с. — 30 000 экз. — ISBN 5-257-00217-5
  • Эдуард Успенский Ужастики. Красная рука, черная простыня, зеленые пальцы. — Мир «Искателя», 2001. — 160 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-94743-020-7

Источник

Красная рука, чёрная простыня, зелёные пальцы

«Красная рука, черная простыня, зелёные пальцы» — повесть Эдуарда Успенского, написанная по мотивам «детских страшилок». Успенский собрал множество таких историй и объединил их в небольшую повесть детективного жанра. Впервые печаталась в журнале «Пионер» № 2, 3, 4 за 1990 год с подзаголовком «страшные повести для бесстрашных школьников».

История страшилок

Детские страшилки — небольшие рассказы жанра городского фольклора.

Страшилки появились в 70-х годах XX века[источник не указан 4206 дней]. В какой-то степени эти жуткие мистические истории являются возрождением традиционных бывальщин и быличек в условиях современной городской жизни и осмысления детьми актуальных проблем реальной жизни (одиночество, страх смерти и т. д.).

Страшилкам сопутствовал определенный ритуал рассказывания. Как правило, они рассказывались в пионерских лагерях детьми перед сном или в других условиях, когда в темное время суток собиралась в отсутствие взрослых группа детей. Ритуал рассказывания мог включать «замогильный» голос, тягучее произношение, страшное лицо в кульминационный момент. Эффект устрашения усиливается тем, что слушающий включает собственную фантазию и, в сравнении с фильмами ужасов, не может видеть, а лишь представляет картины в самом ужасном виде, в том виде, который наиболее страшен лично для него, воплощает его индивидуальные фобии.

Читайте также:  Судороги пальцев рука акушера

Интересно, что литературовед О. Ю. Трыкова, говоря о современной консервации жанра страшилок, видит одну из причин в том, что «утрачивается одно из главных условий процветания жанра — тайность его бытования», поскольку из сокровенного пласта детской субкультуры страшилки стали предметом всеобщего достояния, начало чему было положено Э. Успенским.[1]

Сюжет

Сюжет повествует о приключениях молодого смелого и сообразительного милиционера-практиканта Виктора Рахманина, которому на время летней практики поручается расследование загадочных убийств. В списке «подозреваемых» — не изученные наукой или правоохранительными органами мистические силы, например светящаяся красная рука, вылезающая из стены, женщина с красным лицом, замечаемая перед убийством или пожаром.

Вступая в схватку с потусторонними, незнакомыми и страшными силами, Виктор проявляет находчивость и отвагу. Он встречается со «свидетелями» этих происшествий (директор лагеря, дети, продавцы, коллеги-милиционеры), ездит в командировки по разным городам, обследует загадочные места — кладбища, особняки. Очень живописно автор описывает городки, улочки и местечки, в которые попадает герой. Интересен и внутренний диалог Виктора, который, понимая абсурдность детских пугалок, вынужден по всей форме расследовать происшествия, основанные на неподтверждённых слухах. С каждой страницей автор всё сильнее интригует читателя приключениями бравого милиционера, бросившего вызов потусторонним силам, воплощающим самые страшные, детские фантазии обыкновенного человека…

Художественная ценность

Повесть нацелена на детско-юношескую аудиторию и служит скорее для того, чтобы развеселить, чем чтобы напугать.

Одним из первых в детской литературе Эдуард Успенский обратился к жанру страшного фольклора. В 1986 году, выступая в радиопередаче «Пионерская зорька», он попросил школьников присылать известные им страшные истории[1]. Полученные письма с записанными детьми страшилками легли в основу новой повести. Писателю удалось умело спародировать поэтику фольклорной страшилки, соединить драматические темы с авторской иронией, мастерски преподнести читателям разного возраста собранную им коллекцию страшных историй.

Исследователями повесть «Красная Рука, Чёрная Простыня, Зелёные Пальцы» определяется как своеобразная игра в сказку, построенная на характерном для разных произведений Э.Успенского переосмыслении сюжетов, мотивов и образов традиционного и городского фольклора.[2] Произведение выдержало испытание временем и по-прежнему любимо читателями.

См. также

  • «Жуткий детский фольклор» — сборник детских страшных историй, собранных Андреем Усачёвым и Эдуардом Успенским, выпущенный в 1998 году.

Примечания

  1. ↑ 1 2 Трыкова О.Ю. Современный детский фольклор и его взаимодействие с художественной литературой. — 1997. — 132 с. — ISBN 5-87555-043-0.
  2. ↑ Плешкова О. И. Советское искусство для детей и постмодернизм (о творчестве Э. Успенского) / В.В. Десятов. — Изд-во Алт. ун-та. — Барнаул, 2006. — 22-44 с.

Издания

  • Эдуард Успенский. Красная рука, черная простыня, зеленые пальцы: Страшная повесть для бесстрашных школьников. — Ставрополь, 1991. — 47 с.
  • Эдуард Успенский. Красная рука, черная простыня, зеленые пальцы. — Росмэн, 1997. — 112 с. — 30 000 экз. — ISBN 5-257-00217-5.
  • Эдуард Успенский. Ужастики. Красная рука, черная простыня, зеленые пальцы. — Мир «Искателя», 2001. — 160 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-94743-020-7.

Эта страница в последний раз была отредактирована 17 апреля 2021 в 18:31.

Как только страница обновилась в Википедии она обновляется в Вики 2.

Обычно почти сразу, изредка в течении часа.

Источник

Красная рука, чёрная простыня, зелёные пальцы

RedBlackGreen.jpg

Пионерский фольклор почему-то почти не эксплуатируется в отечественном хорроре. Одно из немногих исключений — повесть Эдуарда Успенского «Красная рука, чёрная простыня, зелёные пальцы» в эстетике девяностых, достаточно неплохая на момент выхода (1990 г.). Забавная деталь: многие читатели (видимо, не знавшие о самом существовании жанра «хоррор») восприняли её как реалистическую. В редакцию журнала «Пионер» после публикации повести пошла волна писем и звонков в стиле: «Спасибо, что предупредили, а то я хотел(а) отправить детей в пионерлагерь, не зная, как это опасно!»

Главный герой, милиционер-практикант Виктор Рахманин, расследует ряд убийств, совершённых мистическими сущностями из пионерских страшилок: Красной Рукой, Стеклянной Куклой и т. д. Повесть представляет собой своеобразное переосмысление советского фольклора в реалиях перестройки и надвигающихся бесславных девяностых; она получилась заметно темнее и острее большинства произведений Успенского (такой уж ему достался исходный материал), но при этом светлее и мягче лежащих в её основе страшилок: ужасные события подаются в ироническом ключе.

Что здесь есть[править]

  • Верблюды идут на север: полученная милиционерами телеграмма «Молоко скисло» означала, что директор детдома (по фамилии Молоко) задушен Красной Рукой.
  • Вечная загадка. Единственное, что Рахманин выяснил в результате расследования — что монстры из пионерского фольклора (Чёрная Простыня, Белые Перчатки, Красная Рука и др.) в действительности не желают людям зла и могут причинить вред только тем, кто их боится: люди, увидев их, сами умирали от страха. А кто эти монстры в принципе, с какой целью они собирались в заброшенном здании, что там была за лента Мёбиуса, с которой как бы «стекала» информация, как они связаны с лентой Мёбиуса и почему знак-герб с изображением этой самой ленты помогает видеть монстров — осталось неизвестным. Или герб с лентой Мёбиуса всё-таки не имеет отношения к монстровидению? И это ещё не всё…
  • Дохлые детишки. Однажды в конце июля в пионерском лагере под Голицыном нашли задушенного мальчика. Он лег спать, как и все другие ребята, в палате на двадцать два человека. Но утром не проснулся, не побежал на зарядку, как все, а остался лежать в своей кровати в углу, тихенький и дохленький.
  • Жуткая альтернативная реальность — в одном эпизоде Рахманин случайно забрёл в незнакомый и жутковатый район Москвы, где ездили трамваи со странными номерами, и там чуть не сел на чёрный трамвай. И хорошо, что не сел: номера на трамваях были датами рождения и смерти, а на чёрном трамвае стоял год его рождения…
  • Злобная обезьяна — мельком упоминается некая Обезьяна с Бритвой.
  • Зловещий музыкальный инструмент — про́клятое пианино, на котором по ночам Белые Перчатки играют «чёрную» (в буквальном смысле — струящуюся чёрными лучами) музыку.
  • Руки — это страшно.
  • Монстр-жижица. В приложении к повести собраны истории, сюжеты которых не вошли в приключения Виктора. Среди прочих есть история и про Чёрную Смерть — условно-разумную жижу, зародившуюся во время испытания ядерной бомбы. Чёрная Смерть обволакивала и переваривала свои жертвы, а перемещалась по канализации.
    • Последнее — и не страшилка вовсе, а любительский пересказ рассказа Юрия Котляра «Расплата», вышедшего в 1965 году.
  • Ну нафиг! — Рахманин выясняет, что монстры не могут причинить людям вред, после чего решает прекратить расследование и уже не докапываться, откуда эти монстры взялись и что им нужно («Я решил в этот мир больше пока не заглядывать. Может быть, лет через восемь — десять»).
    • В более явной форме — отказ сесть в трамвай.
  • Обыденный хоррор — в основном инверсия, но один из персонажей проводит разрядку смехом — Страшная История про Винтик В Полу, который ни в коем случае нельзя откручивать… Девочка спотыкалась о него, спотыкалась, да и решила открутить. Вдруг раздаётся звонок в дверь, на лестничной площадке стоит окровавленная соседка с люстрой в руках.
  • Открытый финал пополам с Твист Р. Л. Стайна и Гайнакс-энд — Рахманин решил на время оставить монстров и загадочный герб-орден в покое, и тут один из главных героев, старший по возрасту милиционер Матвеенко, спросил: «Слушай, а Зелёный Человек, которого ты иногда видишь, он с тросточкой или нет?» Так сколько этих Зелёных Людей? Кто они? И не привиделось ли это все героям?
  • Профи с причудами — тот же капитан Матвеенко. Как он говорит Рахманину, «меня и так за ненормального держат, только высокий процент раскрываемости и спасает». Пожалуй, только такой милиционер мог всерьёз взяться за поиски Красной Руки. С фитильком: он не конфликтует с начальством, расследование ведёт неофициально. «Просто у милиции всегда есть дело в радиусе двух тысяч километров от основного места работы» — так что командировку в нужное место запросто можно оформить.
  • Россия, которую мы потеряли — есть некоторые упоминания (например, старые вещи купеческой семьи), и похоже, что монстры как-то связаны с сабжем: они собираются в дореволюционном доме, и странный герб-знак-орден, с помощью которого герой их видит, тоже дореволюционного происхождения. Если подключить СПГС, можно предположить, что в лице монстров советские люди боятся витающего в воздухе духа перемен и надвигающегося крушения СССР, в том числе связанного с возрождением интереса к царской России.
  • Ружьё не для стрельбы — есть несколько оборванных сюжетных линий: например, герой с помощью магического герба увидел, что в стене рухнувшего дома был спрятан клад, но так и не собрался его отыскать.
  • Серобуромалиновая мораль — возможно, что у монстров она такая; во всяком случае, вообще непонятно, какой логикой и моралью они руководствуются. Главный герой вообще предполагает, что они не очень охотно контактируют с людьми и не задаются целью причинить им вред.
  • Телефонный террор — следователь получает угрожающий звонок «про Зелёные Глаза».
  • Ужасное ассорти — по сути, деконструкция.
  • Цвета зловещей радуги — собственно, мистические существа. Зелёные пальцы, жёлтые шторы, красная рука…
Читайте также:  Цвет ногтя большого пальца руки

Источник