Упражнения для пальцев рук для малышей

Гимнастика для пальцев рук для детей для развития речи, моторики

Специалисты уверены, что развитие умственных способностей детей зависит от хорошо сформированной у них моторики рук. Родители с первых месяцев жизни ребенка должны разминать его пальцы и выполнять определенные гимнастические упражнения.

Связь мелкой моторики рук с развитием речи ребенка

Профессор Бехтерев доказал связь между уровнем подвижности пальцев рук и речевой функцией человека. Это подтверждено опытным путем, когда при движении кистей и пальцев тестируемого человека просили произносить звуки как можно четче.

Со временем были разработаны специальные игровые программы для дошкольников. Их целью являлась необходимость развития правильной речи через стимулирование мелкой моторики пальцев. Задания, которые включали в комплекс, делились в соответствии с возрастными параметрами людей. Они эффективны для развития детской речи благодаря одновременному проговариванию текста.

Исследованием взаимосвязи мелкой моторики и речи занимались также такие ученые, как М.М. Кольцова и М.И. Рузина. Они выяснили, что деятельность отдела головного мозга, отвечающего за речь, активизируется при начале движения пальцев руки.

И наоборот, когда человек начинает говорить, речевой центр посылает соответствующие импульсы рукам. В результате исследований был разработан «Пальчиковый игротренинг».

Гимнастика для пальцев рук для детей делится на виды:

Пальчиковые игрыОписание
Для кистей рукЭто несложные упражнения, которые можно делать даже грудным детям.

Они помогают:

  • осваивать умение расслаблять и напрягать мышцы;
  • сохранять показанную пальцами фигуру;
  • копировать движения взрослых;
  • переключать внимание с одного на другое движение.
СтатическиеЭто более сложные игры, которые нуждаются в точных движениях. Они применяются после освоения более простых заданий.
ДинамическиеТакие игры призваны развивать координацию движений и свободно работать пальцами рук.

Как часто нужно заниматься гимнастикой пальцев с ребенком?

Пальчиковые игры и упражнения способствуют развитию:

  • речи. Ребенок повторяет слова за взрослым и центры мозга, отвечающие за речь, активизируются. Впоследствии ребенок хорошо говорит и выражает свои мысли;
  • внимательности. Благодаря играм у ребенка развивается концентрация через заинтересованность. Такие тренировки подготавливают малыша к школе;
  • памяти. Удерживание внимание на объекте (движения пальцев) способствует развитию кратковременной памяти, а выучивание слов наизусть — долговременной;
  • мелкой моторики. Регулярные повторы упражнений развивают гибкость и подвижность пальцев и кистей;
  • воображения. Во время выполнения упражнений дети фантазируют и представляют персонажей из стихотворения. Это развивает творческий потенциал.

Все упражнения дают нужный эффект только когда их выполняют регулярно и длительно. Для достижения хорошего результата занятия должны проходить минимум 5 мин каждый день.

В процессе занятий главное следить, чтобы малыш не отвлекался на другие события. Заставлять его не рекомендуется: только веселой игрой можно привлечь ребенка и развить нужные функции. По этой же причине стоит постоянно менять ее правила.

Это заинтересует малыша и заставит повторять действие нужное количество раз. В результате выработается стойкий навык, который он будет повторять на уровне рефлексов. С возрастом упражнения можно менять, постепенно усложняя движения.

Пальчиковая гимнастика для детей 1-2 лет

У каждого возраста свои правила организации игр. Для возраста 1-2 года они особенные, ведь дети совсем маленькие и в первый год родители сами разминают их пальцы при пассивном участии малыша. Это правило действует и когда ребенок немного подрастет. Вначале он не будет понимать, как делать нужные движения, а в дальнейшем будет делать сам, подражая старшим.

Пальчиковые развивающие игры для возраста 1-2-х лет выбирают согласно возрастанию их сложности. Сначала выполняют простые движения взрослые, берущие руки ребенка в свои. Затем предлагаются игры с несложными действиями.

Их может быть 2-4 на каждой из рук:

  • несильное сжимание и разжимание кулака;
  • круговые движения одного указательного пальца и другие, которые дети выполняют под присмотром взрослых, но самостоятельно;
  • несложные игровые движения, выполняемые детьми без участия взрослых, где постепенно усложняются упражнения для кистей и пальцев. Например, одновременное действие обеих рук и пальцев на них;
  • простые игры при самостоятельном выполнении становятся сложнее. Ребенку предлагается поочередно выполнить одно движение сначала одной, а затем — другой рукой.

В этом возрасте эффективна следующая обучающая схема:

  1. Неоднократная демонстрация игровых движений педагогом с красочными комментариями, позволяющими заинтересовать ребенка.
  2. Выполнение действий раками малыша, чтобы он понял, как это делается и включился в веселую игру.
  3. Самостоятельное выполнение движений под комментарий взрослых.

Не нужно заставлять малышей говорить, что они делают: это для них еще трудно.

Кулачок

Посадив ребенка на колени, мама начинает загибать ему пальцы, приговаривая слова:

Читайте также:  Грибок пальцах рук детей
ПалецСлова

Этот пальчик —

МизинецСамый маленький
БезымянныйОчень слабенький
СреднийДлинненький
УказательныйСамый сильненький
БольшойТолстячок
КулакНу а вместе будет кулачок!

В гости

В этом упражнении необходимо выполнить следующее:

СловаДействия
Прибежали к Саше гости,

Все друг другу руки пожали.

Имитируется бег пальцами по ровной поверхности
Соединяются вместе следующие пальцы
Здравствуй Боря,Большой и указательный
Здравствуй Женя,Средний и большой
Рад Алеша,Безымянный и большой
Рада СветланаМизинец и большой
Не хотите пирожок?Складываются обе ладони
Может лучше коржик?Ладони открываются
Или вкусный рожок?Кулаки ставятся друг на друга
Вот конфет вам на дорожкуПальцами необходимо потыкать в другую ладонь
Вы возьмите понемножку,Ладони 3-4 раза собираются в кулак
А теперь стряхнули быстро крошкиХлопать в обе ладони

Сидит белка на тележке

Говоря присказку, взрослый по очереди сгибает пальцы на руке малыша.

Это необходимо выполнять, пока не будут перечислены все персонажи.

Пальчиковые игры для детей 2-3 лет

Гимнастика для пальцев рук для детей 2-3 лет помогает:

  • развить координацию и моторику рук;
  • сформировать мыслительные способности малыша;
  • выработать правильное произношение и понятную речь. Это происходит при частом повторении стихов, сопровождающихся движением рук.

В 3 года малыш может выполнять игровые движения без помощи мамы. Она только контролирует их правильность и произносит слова.

Кораблик

Данное упражнение выполняется следующим образом:

СловаДействия
Вот мой корабликКисти раскачиваются в стороны
Он плывет ко мне домойЛадони вытягиваются вперед и смыкаются углом
Прочно я держу штурвалИмитация действия
Я здесь главный капитанВыполнить 4 быстрых хлопка

Пальчиковая гимнастика в стихах для дошкольников, игры для детей 3-4 лет

У детей, с которыми взрослые постоянно занимаются пальчиковыми играми, лучше развиты творческие данные и коммуникативные способности. У них концентрированное внимание и высокая эмоциональная устойчивость к стрессовым ситуациям. Такие малыши меньше капризничают и легче переносят внимание на интересные предметы.

Основой пальчиковой гимнастики является желание ребенка делать как взрослые. Малыш следит за действиями родителей и во всем им подражает: и в движениях, и в речи.

Тренировке памяти детей способствует и произнесение стихов во время игр. Постепенно заучивая строки, ребенок тренирует память. Малышам в возрасте 3-4 рекомендуется выполнять своеобразную зарядку каждый день. Если в саду этого не делают, можно поиграть вечером с мамой.

Зайка

Каждое выражение обязательно сопровождается движениями:

СловаДвижения
Мчится он без оглядки,Хлопнуть в ладоши
Лишь сверкают его пяткиСтукнуть кулаками
Мчится зайчик что есть духу,Руки соединены в замок, а пальцы шевелятся
Хвост его короче ухаЕще раз ударить кулаками
Живо угадай-ка: кто же это?Выполнить хлопок в ладони
Зайка!Рукой указать на игрушку или самого ребенка

Апельсин

Веселая игра про апельсин потребует выполнение следующего:

СловаДействия
Мы делили апельсин!Покачиваются руки в замке
Много нас,Пальцы растопыриваются
А он одинОставляется 1 палец
Эта долька для ежа,Из кулака отгибается 1 палец
Эта долька для стрижа,Отгибается еще 1 палец
Это долька для утят,Отгибается следующий палец
Это долька для котят,Отгибается еще 1 палец
Эта долька для бобра,Отгибается последний палец
А для волка кожура!Ладони опускаются вниз
Он на нас сердит, беда!Сделать угрожающее покачивание пальцем
Разбегайтесь, кто куда!Изобразить бег пальцами по поверхности колен, дивана

Улитка

Последовательность игры:

  1. Сложив руки у груди сжать одну в кулак, а другой ее сверху накрыть.
  2. Произнести следующие слова: Улитка-улитка, Отвори свою калитку, Выходи из прочного дома, Будем с тобой знакомы!
  3. Показать кулак, положив его на другое предплечье и обхватив запястье за ним ладошкой другой руки.
  4. Произнести следующее: Улитка, а улитка, Высуни рога, Дам нам пирога!
  5. 2 пальца кулака быстро раскрыть. Если это будет мизинец и безымянный палец, кулак будет похож на улитку. Но даже если пальцы будут другими, ненужно одергивать ребенка. Это тоже хорошо, ведь он понял смысл игры.
  6. Произнести слова: Улитка-улитка, а пошли гулять!
  7. Прислушаться и подумать, что ответить.
  8. Произнести: Поползли, поползли, поползли.
  9. Выполнить рукой движение по предплечью и дальше по плечу. Произнести: Ой, стало щекотно! Пойду к другой улитке!
  10. Сказать до свидания и разжать кулак.

Пальчиковые игры для детей 4-7 лет

Гимнастика для пальцев рук для детей 4-7 лет будет способствовать их подготовке к школе. В этом возрасте дети начинают овладевать правильной речью и написанием. Перед школой ребенок обязан уметь правильно держать ручку и грамотно общаться с учителем и одноклассниками. С 4-7 лет еще не поздно начать развитие мелкой моторики, которая приведет к увеличению запоминающих и умственных способностей.

Гимнастика для пальцев рук для детей

Перед занятиями важно понять, как делать упражнения и постепенно увеличивать время тренировок. Следует подбирать упражнения, развивающие координацию движений, внимание и ловкость. Важно проследить, чтобы движения были точными, а нажатие имело определенную силу: в зависимости от задания оно должно быть более слабым или сильным

Читайте также:  Какой палец отсутствует на руке человека

Перед началом выполнения упражнений, нужно провести разминку. Например, предложить ребенку виртуально варить кисель или суп, расспросив, что нужно взять для этих блюд.

Дни недели

Кроме тренировок мелкой моторики и мыслительных способностей ребенка такие занятия можно сделать основой детского праздника. Сделав сценарий на основе одного из упражнений, легко занять детей на несколько часов.

Например, взять стихотворение «Дни недели»:

СловаДвижения
В понедельник я стиралаПотирая руки одну об другую показать, как это было
Вторник — полы подметалаИмитировать движения веника руками
В среду испекла пирогПоказать, как замешивается тесто
В четверг весь день искала мячикПоказать, какой это был тяжелый труд, смахнув пот со лба
В пятницу — посуду мылаСогнутыми пальцами вращательные движения другой ладони
А в субботу торт купилаЛадони раскрыть и соединить нужно в области мизинцев
В воскресенье позвала всех на день рожденияПоказать зазывными движениями как это было

Во время этого веселого и познавательного упражнения дети начинают понимать, что такое очередность и запоминать дни недели.

Горох

Эта игра может быть выполнена следующим образом:

СловаДействия
Заперты в стручке пять маленьких горошинЛадони сжимаются в замок
Вот, одна выросла, и стало ей тесноБольшие пальцы высвобождаются из замка
Затем растет втораяЕще один палец разгибается
И еще третья, а потомСредний палец высвобождается
Четвертая и пятаяКулак раскрывается полностью
Стручок сказал: «Бом!»Громкий хлопок в ладоши

Популярные упражнения

Детская гимнастика для пальцев рук важна, поэтому нужно находить время и заниматься с малышом по 5 мин в день развивающими упражнениями, используя советы:

  • перед занятием следует подробно объяснить ребенку, что он должен делать и почему. При показе движений акцентировать внимание на сложных движениях, подробно показав как правильно ставить руки. Вначале движения делаются просто, а затем можно начать читать стихи, раскладывая действия под каждую строку. Чтобы заинтересовать малыша, можно придумать фразу, которая станет началом для игры;
  • первые несколько раз нужно сделать упражнение вместе с ребенком, показывая, что это интересно и взрослому. Если малыш поймет, что это не так, то станет отказываться от занятий;
  • говоря стихи, необходимо стараться, чтобы ребенок их повторял. Так они быстрее запомнятся. Затем можно попросить проделать весь спектакль для родных. Это должно заинтересовать ребенка, который всегда рад играть и быть главным действующим лицом;
  • нельзя менять игру каждую неделю. Только, когда все будет запомнено, меняются правила и тогда заинтересованность в освоении новых знаний станет интересным занятием;
  • начинать ознакомительные движения нужно с простого, чтобы ребенок мог запомнить и повторить действия. Если малыш не сможет повторить ничего, он расстроится и откажется продолжать занятия. Не стоит критиковать его, если что-то пошло не так;
  • если у малыша нет настроения играть, не нужно заставлять его это делать. Занятия всегда можно отложить и как только ребенок развеселится, он сам предложит поиграть;
  • нужно хвалить маленького ученика и всячески его ободрять, не проявляя недовольства.

Среди популярных упражнений, выбираемых для занятий с маленькими детьми, выделяются:

  • растирание ручек;
  • ладоши;
  • царапки;
  • топ-топ;
  • коза.

Они необходимы для совсем маленьких детей, ведь позволяют почувствовать способность владеть руками и начать понимать теплоту маминых рук.

Преимуществом игровой гимнастики для пальцев и кистей рук является то, что выполнить их может практически любой ребенок. Лучше, если мама будет заниматься с малышом с грудного возраста. Делать это нужно регулярно и тогда подросшие дети будут обладать хорошей координацией движений и живым умом.

Видео о пальчиковых играх

Пальчиковые игры и гимнастика для малышей:

Источник

Картотека «Пальчиковая гимнастика для детей»»

Пальчиковая гимнастика для детей 5-7 лет

«Замок»

На двери висит замок —

Кто его открыть бы смог?

(Быстрое соединение пальцев в замок.)

Потянули…

(Тянем кисти в стороны.)

Покрутили…

(Волнообразные движения.)

Постучали…

(Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.)

И открыли!

(Пальцы расцепились.)

«Помощники»

Вот помощники мои,

Как их хочешь поверни.

Раз, два, три, четыре, пять.

Не сидится им опять.

Постучали, повертели

И работать захотели.

Поработали немного,

Но дадим им отдохнуть.

(Выполнять движения пальцами в соответствии с содержанием стихотворения.)

«Помиримся»

Два больших пальца спорят:

(Дети сжимают руки в кулаки, сближают их и помещают перед грудью.)

Кто главней из них двоих?

(Вытягивают вверх большие пальцы и начинают их сгибать и разгибать.)

Не дадим случиться ссоре

И помирим тут же их.

(Сцепляют большие пальцы друг с другом.)

«Удивительно»

Наши пальцы сжались тесно.

Удивительно интересно!

(Дети сжимают левую руку в кулак.)

Видно, им прохладно стало,

(Правой рукой обхватывают кулак и сильно сжимают.)

Их укроем одеялом.

(Затем меняют руки. Потом опускают руки и слегка трясут ими.)

«Прогулка»

Пошли пальчики гулять,

(Пальцы рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу.)

А вторые догонять,

(Ритмичные движения по столу указательных пальцев.)

Третьи пальчики бегом,

Читайте также:  Затекли два пальца руки

(Движения средних пальцев в быстром темпе.)

А четвертые пешком,

(Медленные движения безымянных пальцев по столу.)

Пятый пальчик поскакал

(Ритмичное касание поверхности стола обоими мизинцами.)

И в конце пути упал.

(Стук кулаками по поверхности стола.)

«Маланья»

У Маланьи, у старушки

(Хлопки в ладоши: то правая, то левая рука сверху.)

Жили в маленькой избушке

(Сложить руки углом, показывая «избушку».)

Семь сыновей,

(Показать семь пальцев.)

Все без бровей,

(Очертить брови пальцами.)

Вот с такими ушами,

(Ладони с растопыренными пальцами поднести к ушам.)

Вот с такими носами,

(Показать длинный нос, поставив ладони с растопыренными пальцами друг за другом.)

Вот с такой головой,

(Очертить большой круг вокруг головы.)

Вот с такой бородой!

(Показать руками большую бороду.)

Они не пили и не ели,

(Одной рукой поднести ко рту «чашку», другой — «ложку».)

На Малинью все глядели

(Держа руки у глаз, похлопать пальцами, как ресницами.)

И все делали вот так…

(Дети показывают загаданные действия только при помощи пальцев.)

«Белка»

Сидит белка на тележке,

(Исходное положение — кисти рук сжаты в кулак.)

Продает она орешки,

(Круговые движения кистью вправо, влево.)

Лисичке-сестричке,

(Разогнуть большой палец.)

Воробью,

(Разогнуть указательный палец.)

Синичке,

(Разогнуть средний палец.)

Мишке толстопятому,

(Разогнуть безымянный палец.)

Заиньке усатому.

(Разогнуть мизинец.)

Вот так!

(Раскрыть кисть — пальцы в стороны и в исходное положение.)

«У Петиной сестрицы»

У Петиной сестрицы

(Ритмичные удары пальцами правой руки по левой ладони.)

По деревне небылицы:

(Ритмичные удары пальцами левой руки по правой ладони.)

Ходит утка в юбке,

В теплом полушубке,

Курочка — в жилете,

Петушок — в берете,

Коза — в сарафане,

Заинька — в кафтане.

(На каждое название животного загибаем пальцы на руках, начиная с большого.)

«Магазин»

Мы пришли в магазин.

(Идут пальчиками по столу. Вытягивают вперед слегка согнутые в локтях руки, сцепив их перед собой.)

Мы купили торт — один,

(Показывают 1 палец.)

Плюшек — две,

(Хлопают в ладоши 2 раза и показывают 2 пальца.)

Ватрушек — три,

(Хлопают в ладоши 3 раза и показывают 3 пальца.)

А киви купили — сразу четыре!

(Вертят кулачками и показывают 4 пальца.)

«Приготовили обед»

Сели как-то мы обедать

(Имитация движения ложкой.)

И позвали в дом соседей.

(Позвать движением ладони к себе.)

Скатерть белую накрыли,

(Движения разглаживаем скатерть.)

Ложки, вилки разложили,

(Пошаговые движения правой рукой ладонью вниз слева направо.)

Хлеб нарезали и сыр,

(Движения вверх и вниз ребром ладони.)

Приготовили гарнир,

(Резкое потирание кончиками пальцев.)

Помешали его в чашке

(Вращательные движения вперед, одна рука заходит за другую.)

И добавили колбаски.

(Из большого и указательного пальцев сделать кольца, соединить их, а потом развести в стороны, изображая круглую колбасу.)

А из фарша всем котлеты

Жарили мы без диеты.

(Ладони накладываются попеременно одна на другую.)

Посолили, поперчили,

(Мелкие движения щепотью пальцев.)

Замесили. Не забыли

(Сжимание и разжимание пальцев рук.)

Лук сердитый положить

(Показать «сбор слез» в ладонь.)

И скорее все закрыть.

(Хлопок в ладонь горизонтально.)

Наготовились, устали,

Печь пирожное не стали.

(Провести по лбу тыльной стороной руки.)

«Подарки»

Пальцы в гости к нам пришли

И подарки принесли.

Будем мы их представлять

И подарки принимать.

Вот большой, он палец мудрый,

Книгу хочет нам вручить.

Указательный придумал

Нам фонарик подарить.

Средний нам принес коробку.

Интересно, что же в ней?

Пластилин есть и бумага

И набор карандашей.

Безымянный — славный мальчик,

Всем друзьям принес он мячик.

А малыш — мизинчик

Игрушечный автомобильчик.

Скажем мы: «Спасибо, пальцы!»

И продолжим заниматься.

(Выполнять движения соответственно тексту.)

«В гости»

В гости к пальчику большому

(Большой палец отогнут, остальные сжаты в кулак. В соответствии с текстом разгибать поочередно пальцы.)

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний.

Сам мизинчик-малышок

Постучался на порог.

Вместе пальчики — друзья,

Друг без друга им нельзя!

(Сжать пальцы в кулак и разжать их.)

«Дружная семейка»

Этот пальчик большой —

(Руку сжать в кулак, поочередно разгибать пальцы, начиная с большого.)

Это папа дорогой.

Рядом с папой — наша мама.

Рядом с мамой — брат старшой.

Вслед за ним сестренка —

Милая девчонка.

И самый маленький крепыш —

Это славный наш малыш.

Дружная семейка!

(Сжать руку в кулак несколько раз.)

«Смелый капитан»

На корабле из дальних стран

(Показать «корабль».)

Плывет отважный капитан.

(Показать капитана.)

Из тесной рубки у штурвала,

(Крутят штурвал.)

В бинокль видел он немало.

(Смотрят в «бинокль».)

«У девочек и мальчиков»

У девочек и мальчиков

На руке пять пальчиков:

Палец большой — парень с душой,

Палец указательный — господин влиятельный,

Палец средний — тоже не последний.

Палец безымянный — с колечком ходит чванный,

Пятый — мизинец, принес вам гостинец.

«Колючий клубок»

Ходит-бродит вдоль дорожек

Весь в иголках серый ежик.

Чтобы волк не уволок,

Превратился еж в клубок.

Источник