Ребенок прижимает большой палец на руке
Содержание статьи
Почему младенцы почти все время прячут большой палец, рассказывает педиатр
Младенцы всегда сжимают кисти в кулаки. При этом они прячут большой палец. Почему груднички держат кулачки сомкнутыми? Оказывается, что это рефлекторное движение появляется еще во внутриутробный период. Оно создано природой для безопасности. В статье мы приведем объяснение американского врача-педиатра с 40-летним стажем Уильяма Адамса.
Врожденный рефлекс
Доктор Адамс отметил, что родители довольно редко задают педиатрам вопрос о сжимании кулачков у младенца. Однако знать причины этого явления полезно для понимания особенностей физиологии и развития новорожденного.
Врачи называют это движение «рефлексом ладонного захвата». Он дается ребенку от рождения и сохраняется примерно до 6 месяцев. Иногда сжатие кулачков исчезает несколько позже.
Но с чем связан этот рефлекс? Ответы медиков на этот вопрос, как правило, являются неполными. Они объясняют сжатие кулаков повышенным тонусом корковых нейронов, незрелостью нервной системы и рудиментарным движением для удержания мамы.
Уильям Адамс рекомендует ставить этот вопрос несколько иначе. Нужно задуматься о том, зачем природа создала подобный рефлекс.
Особенности кулачка новорожденного
Младенцы сжимают кулачки иначе, чем взрослые люди. На фото ниже можно увидеть, что груднички прячут и прикрывают большой палец.
Взрослые люди редко сжимают кулак таким образом. Подобное положение пальцев кажется им неестественным и неудобным. Младенец начинает прятать большой палец, еще находясь в утробе матери. Природа создала этот рефлекс для защиты плода.
Что такое амниотический мешок
Когда эмбрион находится в утробе матери, то он окружен амниотическим мешком. Эта структура представляет собой сложную биохимическую мембрану, через которую осуществляется поступление питательных веществ. Она очень уязвима и легко повреждается.
Даже небольшое царапание и покалывание амниотического мешка вызывает неконтролируемый выброс химических веществ и гормонов. Это может привести к преждевременным родам. Когда возникает необходимость вызвать родовую деятельность раньше времени, врачи удаляют часть амниона.
Во время беременности женщинам иногда назначают процедуру амниоцентеза. Это анализ околоплодных вод с прокалыванием амниотического мешка. Его проводят только в крайних случаях, при подозрении на наследственные заболевания у плода. Перед обследованием врач предупреждает будущую мать, что прокол амниона может спровоцировать преждевременные роды.
Природа оберегает плод
Природа создала рефлекс ладонного захвата не из-за заботы о цепкости пальцев младенца. Таким способом она оберегает амниотический мешок от случайных повреждений.
Ногти у плода очень мягкие. Но тем не менее мать-природа позаботилась о том, чтобы они были спрятаны. Именно поэтому эмбрион держит кулачки сжатыми и прячет большой палец в ладонь. Это полностью устраняет риск прокола или царапанья амниона.
Опасны ли ногти на ногах
А как же ногти на ногах? Ведь младенец не может сжать ступню так, чтобы их спрятать. Уильям Адамс дал ответ на этот вопрос.
Педиатр отметил, что родители часто спрашивают, как стричь ногти новорожденному. Но эту процедуру нужно регулярно проводить только на руках. Груднички не нуждаются в частом педикюре. Ногтевые пластины на ногах отрастают очень медленно.
Ногти на нижних конечностях окончательно формируются только к 9-10 годам. До этого времени они остаются довольно тонкими.
Раньше врачи не могли объяснить медленный рост ногтей на ступнях у младенцев. Уильям Адамс считает, что этот остаточное явление после внутриутробного периода. Таким образом природа оберегает амниотический мешок.
Мать-природа знает, что сжать ступню в кулак невозможно. Поэтому кончики ногтей у плода и младенца спрятаны в складки кожи. Эмбрион может пинаться в утробе матери, но при этом он не повреждает амниотический мешок.
Если бы рефлекс отсутствовал
Если бы природа не наделила плод этим рефлексом, то амниотический мешок повреждался бы при движениях эмбриона. Это могло бы привести не только к преждевременным родам, но и другим серьезным последствиям.
Бывают случаи, когда от амниотического мешка отделяются нити. Они могут сдавливать конечности плода, что приводит к нарушениям его развития. Это довольно редкое явление. Медицина пока не может объяснить такую аномалию. Доктор Адамс считает, что если бы у младенца отсутствовал рефлекс ладонного захвата, то подобные патологии наблюдались бы гораздо чаще.
Заключение
Ладонный захват — это здоровый и нормальный рефлекс. Он свидетельствует о благополучном развитии грудничка. Таким образом природа защищает малыша от преждевременного рождения и врожденных нарушений.
Нередко молодые родители тревожатся, когда младенец постоянно держит кулачки сжатыми. Но причин для беспокойства нет, ведь это естественное явление. Оно не является признаком каких-либо патологий. Настораживать должно отсутствие этого рефлекса. Оно может указывать на некоторые проблемы внутриутробного периода.
Рефлекс ладонного захвата формируется на 16-й неделе внутриутробного развития. Когда грудничку исполняется 5-6 месяцев, он разжимает кулачки. К этому возрасту малыш пробует удерживать и хватать предметы своими маленькими пальчиками. Врожденный рефлекс исчезает, ведь оберегать амниотический мешок давно уже нет необходимости.
Разжатие кулачков говорит о созревании двигательных отделов мозга. У некоторых детей это происходит после полугодовалого возраста. Это является вариантом нормы. Скорость исчезновения врожденных рефлексов индивидуальна для каждого малыша.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание
Источник
Уполномоченный по правам ребёнка
в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре
Замечая, что ребенок постоянно грызет ногти, ковыряет в носу, сосет палец, грызет губы до крови, кусает подушку, родители стремятся поскорее искоренить эти привычки, так как они считаются непристойными или, по крайней мере, не эстетичными. Зачастую родители подходят к вопросу достаточно жестко: стремятся убрать нежелательные навыки ребенка, применяя насильственные методы воспитания (ругань, запреты, наказания). Это не приводит к желаемому результату, а иногда, наоборот, закрепляет привычку еще больше, потому что эти действия связаны у ребенка чаще всего с преодолением возникшего страха или стресса.
В этом случае гораздо важнее выяснить, почему это действие возникло и закрепилось. Нужно внимательно понаблюдать за ребенком, его окружением и эмоциональным состоянием и постараться определить причины.
Причины возникновения привычек
Большинство негативных привычек детей возникают не сразу, а поэтапно. Сначала они являются нормальным поведением раннего возраста, когда еще не до конца сформированы те или иные структуры нервной системы. Эти действия, по сути, пока не являются привычками в полном смысле слова и могут постепенно пройти сами, если развитие ребенка идет гармонично. Например, сосание пальца или других предметов обусловлено сосательным рефлексом, который в норме формируется еще до рождения и пропадает после четырех лет.
Также существуют объективные факторы окружающей среды. Так, ковыряние в носу может быть вызвано сухостью слизистой оболочки носа из-за постоянной низкой влажности воздуха в помещении.
Еще один фактор — подражание поведению родителей: то, как ведут себя родители, является для детей нормой. Поэтому, хотят этого родители или нет, если у них самих есть какие-либо вредные привычки, ребенок, скорее всего, будет их повторять.
Если какое-то действие начинает ассоциироваться у ребенка с положительным эмоциональным состоянием или уменьшением отрицательных эмоций, то оно начнет повторяться и постепенно станет привычкой. Когда положительные эмоции ассоциируются у ребенка только с этим действием и ничто другое не ослабевает тревожности и не доставляет ему радости, привычка становится невротической. То есть ребенок начинает совершать эти действия подсознательно, автоматически, чтобы испытать положительные эмоции или войти в комфортное состояние.
Тогда возможными причинами закрепления привычек могут быть следующие:
Страхи ребенка.
Сильный стресс. Он может быть вызван жизненными событиями, серьезными переменами. Примерами таких событий могут быть поступление в детский сад, школу, смена учебного заведения, переезд, рождение младших братьев и сестер, смерть кого-либо из членов семьи.
Несоответствующая возрасту учебная или умственная нагрузка.
Неблагополучная эмоциональная обстановка в семье: ссоры родителей, особенно при детях.
Авторитарные, жесткие методы воспитания или, наоборот, игнорирование ребенка.
Недостаточное внимание к ребенку, неудовлетворение его потребностей, отсутствие проявлений любви к нему, эмоциональная холодность родителей.
Пережитое ребенком насилие.
Все эти явления вызывают сильное внутреннее напряжение, с которым ребенок не может справиться самостоятельно. Если в этот момент родители не принимают эмоции ребенка, осуждают за злость, страх, обиду или печаль («Мальчики не плачут», «Девочки себя так не ведут», «Прекрати реветь», «На обиженных воду возят»), то у ребенка возникает подсознательный запрет на выражение негативных чувств. Поскольку любые чувства возникают естественным образом, человек с таким запретом ощущает тяжелый внутренний конфликт: с одной стороны, он никуда не может деться от отрицательных эмоций, с другой — винит себя за их возникновение. Как итог — сильное психоэмоциональное напряжение, которое и выливается в привычку грызть себя — в прямом и переносном смысле. И только снизив это напряжение, можно снять уже устоявшуюся потребность грызть ногти, губы или сосать палец.
Крайними проявлениями негативных привычек становятся неврозы навязчивых состояний. Это создание каких-либо постоянно повторяющихся ритуалов: частое мытье рук, похлопывание, постукивание. Только повторение этих ритуалов дает ребенку чувство безопасности и комфорта. Эти действия уже нельзя назвать просто вредной привычкой — они очень устойчивы и могут возникать из-за психических или органических нарушений работы нервной системы. Поэтому, чтобы с ними справиться, необходима консультация врача.
Что делать родителям
Лучше, конечно, сразу предотвращать закрепление привычки. Когда вы впервые замечаете, что ребенок начал, например, регулярно класть палец в рот, необходимо мягко, но четко останавливать его. А после необходимо предложить малышу какую-то замену этого действия. Вы можете отвлекать его какими-то интересными заданиями, совместными делами, играми. Понаблюдайте, в какие моменты он совершает это повторяющееся действие, а когда нет. Используйте эти наблюдения, чтобы в следующий раз переключать его внимание с этого действия.
Пока привычка еще не сформировалась, объясняйте ребенку, почему вы просите его так не делать. Главное — не реагировать на это поведение чересчур эмоционально, не стоит ругать или наказывать за него. Старайтесь не акцентировать на этом внимание, а также не обсуждать поведение ребенка как проблему с другими людьми, особенно при сыне или дочери. Ваше отношение к этой привычке сильно влияет на ребенка, ведь он перенимает ваши эмоции, чувствуя еще большую тревогу и напряженность
По возможности ограждайте ребенка от стрессовых ситуаций и лишнего напряжения. Понятно, что невозможно исключить из жизни все негативные события и избежать волнений. Однако постарайтесь какое-то время, пока отучаете ребенка от привычки, никуда не ездить, соблюдать стабильный режим дня, следить за его учебной нагрузкой, нечасто встречаться с новыми людьми, чтобы у него было минимум дополнительного стресса в этот период.
Если выяснилось, что ребенок чего-то боится, разберитесь с его страхами. Это можно сделать как на консультации у психолога, так и дома с помощью методов арт-терапии.
Важно принимать чувства ребенка, чтобы он впоследствии научился осознавать собственные эмоции, выражать их словами, а не накапливать внутри. Вы можете показывать пример конструктивного поведения, проговаривая чувства, которые возникают у вас и у самого ребенка во время конфликтных ситуаций. При этом важно спокойно выдерживать и его негативные чувства, показывая, что он имеет на них право. Таким образом будет происходить развитие эмоционального интеллекта, который является важной составляющей здоровья и успеха ребенка в будущем.
Улучшайте семейные отношения, создавайте дома атмосферу тепла и психологической безопасности. Если замечаете, что в вашей семье стало много конфликтов, попробуйте разобраться, в чем их причина, что вы сами чувствуете, и что лично вы можете сделать, чтобы исправить ситуацию. Это не только поможет вам справиться с негативной привычкой ребенка, но и принесет много других позитивных изменений в вашу жизнь.
Если долгое время не удается самостоятельно справиться с вредной привычкой ребенка, вы можете прийти на очную консультацию к психологу.
В любом случае следует проявлять особое внимание к состоянию ребенка и его внутреннему миру. Проводите вместе как можно больше времени, чаще проявляйте любовь. Это поможет ребенку легче отпустить ненужное поведение, так как он почувствует, что вы его любите, даже когда не одобряете его поведения. Ваша любовь и безусловное принятие помогут ему справиться с вредной привычкой.
Источник:https://www.ya-roditel.ru
Источник
:: — ,
|
Источник
«Неуклюжий ребенок» или синдром диспраксии у детей
Все дети в ходе своего роста и развития проходят через стадию неуклюжести. Если жалобы на трудности координации и нарушения мелкой моторики сохраняются после 7 лет, необходимо выяснить, нет ли у этого ребенка диспраксии.
Диспраксия (синдром «неуклюжего ребенка», координационная неловкость, трудности двигательных реакций) — это такое расстройство двигательной системы, когда ребенок с трудом координирует свои действия во время выполнения сложных и целенаправленных движений, но при этом у него нет ни параличей, ни нарушений мышечного тонуса.
От 6 до 20% детей страдают диспраксией. По результатам последних исследований нарушение развития двигательных функций выявляется примерно у 50% детей, имеющих последствия гипоксически-ишемического повреждения головного мозга во время перинатального периода.
До 10% англичан обнаруживают у себя симптомы диспраксии, причем мужчины страдают в 4 раза чаще женщин. Английский актер Дэниель Редклифф в 2008 году признался, что страдает этим нарушением, но болезнь протекает у него в легкой форме, и самая большая трудность для него — это завязать шнурки.
Причины возникновения диспраксии
Причины возникновения диспраксии окончательно неизвестны, но последние нейрофизиологические исследования указывают на то, что болезнь может вызываться недостаточным развитием или незрелостью нейронов головного мозга, а не их повреждением. Особую роль в развитии данного заболевания играет гипоксически-ишемическое повреждение головного мозга в перинатальном периоде.
Нарушение праксиса (способности к выполнению целенаправленных движений) может быть диагностировано только после седьмого года жизни, когда её можно отличить от расстройств координации и двигательных нарушений.
Диагноз «диспраксия» может быть поставлен только врачом-педиатром или детским неврологом, психоневрологом.
Проявления синдрома «неуклюжего ребенка»:
- Задержки физического развития.
- Ребенок медленно учится одеваться и самостоятельно есть.
- Ребенок неаккуратен во время приема пищи, плохо пользуется ножом или вилкой
- Неловкости в выполнении любых целенаправленных действий
- Ребенок не может или плохо прыгает, плохо катается на велосипеде, часто падает на ровном месте и спотыкается при ходьбе.
- Ребенок плохо играет в мяч.
- Имеются трудности в письме и рисовании.
- Различные психоэмоциональные и поведенческие комплексы.
- Нестабильная и вялая осанка.
Дети с таким диагнозом испытывают определенные трудности в социальных отношениях, часто сверстники отказываются контактировать с ними. «Неумелому» ребенку не легко соответствовать здоровым детям в повседневной жизни. Такие дети характеризуются повышенной утомляемостью, ведь энергетические затраты на выполнение обычных ежедневных задач у них значительно выше, чем у здоровых сверстников.
Лечение диспраксии
Лечение диспраксии должно быть комплексным. В зависимости от вида и степени тяжести заболевания, в лечении должны принимать участие неврологи, психологи и логопеды.
Советы родителям:
- Поощрять ребенка и помогать ему в приобретении специальных навыков.
- Хвалить ребенка за любые попытки выполнить действие, не обращая внимание на результат.
- Обязательно соблюдать режим дня.
- Ставить перед ребенком ясные и понятные цели.
- Лучше начинать с тех действий, которые нравятся самому ребенку.
- Быть терпеливым к своему ребенку.
Игры для развития координационных возможностей у детей с диспраксией:
«На ощупь».
(развивает мелкую моторику рук, осязание, тактильную чувствительность).
В непрозрачный мешок из ткани складывают до 10 небольших предметов, предварительно показав их ребенку: ручку, пробку от бутылки, блокнотик, пульт и др. Ребенок на ощупь определяет предметы, находящиеся в мешке.
«Замок».
(развивает моторику мелких мышц кисти, устную связную речь, память и воображение).
Во время проговаривания текста: «На двери висит замок.
Кто открыть его бы смог?
Потянули, покрутили,
Постучали и открыли!»,
происходят ритмичные быстрые соединения пальцев рук в замок, затем ручки тянуться в разные стороны, кисти рук со сцепленными пальцами двигаются от себя — к себе, основания ладоней постукивают друг о друга, пальцы расцепляются, ладони разводятся в стороны. Повторяется несколько раз.
«Чья лошадка быстрее».
(развивает координацию и быстроту движений крупных и мелких мышечных групп, формирует правильную осанку, тренирует внимание, улучшает зрение и слух, координирует движения туловища и конечностей).
Необходимы палочки длиной 20 см, шнурки или куски веревки, игрушечные лошадки или любые другие игрушки.
Дети сидят на стульях и держат в руках палочки, к которым за шнурки привязаны игрушечные лошадки (или другие игрушки) на расстоянии 15-20 шагов. По сигналу, дети начинают наматывать шнурок на палочку, приближая к себе игрушку.
«Поймай мяч».
(развивает внимание, память, приобретаются навыки игры в мяч).
Игроки становятся по кругу. Водящий в центре подкидывает мяч вверх и называет имя игрока. Названный игрок должен поймать мяч. Если мяч не пойман, игрок меняется местом с водящим. Побеждает тот, кто меньше всех был водящим.
Диагноз «диспраксия» может быть поставлен только врачом-педиатром или детским неврологом, психоневрологом. Запишитесь на прием по телефону единого контакт-центра в Москве +7 (495) 775 75 66, воспользуйтесь сервисом online-записи к врачу или обратитесь в регистратуру клиники.
Возврат к списку публикаций
Источник