Правильное положение пальцев руки электрогитаре
Содержание статьи
Постановка правой руки при игре на электрогитаре
***
GUITRA-SCIENCE.RU — профессиональное обучение игре на электрогитаре
***
В данной статье рассмотрим основные аспекты постановки правой руки. Если преподаватель не затрагивает данную тему в самом начале обучения игре на электрогитаре, значит либо студент уникум (как Jason Becker, Yngwie Malmsteen и пр.), уже способный извлекать отличный звук без нареканий, либо сам преподаватель не в теме. К сожалению, в подавляющем большинстве случаев встречается второй вариант развития событий. По рассказам некоторых моих студентов, обучавшихся ранее в одном известном рок-лицее, на вопрос «как держать медиатор?» преподаватель отвечал «как тебе удобно» и больше этой темы не касался. Большей некомпетентности и пофигизма сложно себе представить. Ведь именно от постановки правой руки в первую очередь зависит качество звукоизвлечения. Однако, доля правды все-таки есть — постановка должна быть удобной. Но прежде, чем «удобное» станет таковым, необходимо пройти период адаптации в среднем 2-3 недели, и только тогда правильная постановка рук осядет в мышечной памяти, и начнет проявляться некий автоматизм. Поэтому уроки игры на электрогитаре для начинающих имеют фундаментальное значение.
На качество медиаторного звукоизвлечения оказывают влияние следующие параметры:
1. Угол наклона медиатора по отношению к плоскости заданной шестью струнами;
2. Угол между медиатором и направлением струн;
3. Скорость и траектория движения медиатора.
Каждый из вышеперечисленных пунктов определяется практически однозначно для большинства людей в мире, а, следовательно, также однозначно определяется и постановка правой руки. Электрогитара для начинающих в вопросах постановки рук не терпит двоякого трактования. Любители спорить сразу же подумают «А как же Marty Friedman, Zakk Wylde, Joe Satriani? У них рука поставлена не так!». На подобные выпадки уже неоднократно отвечало достаточно большое количество, как отечественных, так и зарубежных преподавателей. Вышеназванные имена — это исключения из правил. То, что подходит для них, вряд ли подойдет среднестатистическому гитаристу. Есть желание это проверить? Вперед! Рекомендую в таких случаях запастись огромным количеством времени и быть готовым к тому, что оно будет потрачено впустую. Попыток было миллион, впрочем, как и разговоров на эту тему, а результат плачевный.
Рассмотрим два наиболее популярных варианта приведения правой руки к нужному положению: а) для людей, обучавшихся по специальности «Классическая гитара», б) для всех остальных. Сразу отмечу, что оба варианта приводят правую руку к абсолютно идентичной постановке.
Что касается первого варианта, то в этом случае все складывается довольно просто, опять-таки при условии, что преподаватель по специальности «Классическая гитара» был компетентен. Достаточно всего лишь попросить студента взять электрогитару так же, будто это классическая гитара, поставив пальцы правой руки следующим образом: палец p — на 4-ю струну, i — на 3-ю, m — на 2-ю и a — на 1-ю.
Затем необходимо сомкнуть первые фаланги пальцев p и i посередине, согнув палец i во второй фаланге под прямым углом. Далее в левый нижний угол получившегося квадрата вкладываем медиатор. В свою очередь, первая фаланга пальца i представляет собой подобие касательной к биссектрисе медиатора и прижимается к нему боком, в отличие от пальца p, который прижимает медиатор всей площадью подушечки. Далее остается получившуюся конструкцию «опрокинуть» на бридж так, чтобы ребро ладони было перпендикулярно направлению струн и параллельно плоскости, задаваемой ими.
Затем за счет увеличения расстояния между пальцами, сохранив конструкцию квадрата и положение ребра ладони, надо максимально возможно приблизить медиатор к нэковому датчику, двигаясь вдоль 1-й струны.
Теперь рассмотрим второй вариант. Поясню, что целью нижеописанных действий является приведение правой кистив состояние полного мышечного расслабления. В противном случае данная методика потерпит фиаско. Чтобы этого не произошло необходимо левой рукой взять правое запястье, чтобы исключить вероятность любого напряжения, и совершить несколько взмахов правой рукой с помощью левой.
В состоянии полного расслабления кисть правой руки «живет своей жизнью», будто атрофированная. Характер движения кисти должен быть похож на движение развивающегося флага, а в случае резкого движения на удар хлыста (полная независимость кисти от предплечья). В таком состоянии с помощью левой руки надо соединить первые фаланги пальцев p и i точно так же, как описано в первом варианте, и положить ребро ладони на бридж. Далее все происходит по аналогичному сценарию.
Следует отметить, что медиатор своей плоскостью должен «рассекать» правое предплечье до самого локтя. Чтобы данное условие было выполнено, необходимо откорректировать изгиб первой фаланги пальца p, отвечающий за этот параметр.
Также хорошим ориентиром является лучевая кость предплечья, головка которой при правильном положении кисти должна «смотреть» вертикально вверх, а не в сторону.
В свою очередь, когда возникает необходимость атаковать медиатором вышележащие струны, вся кисть поднимается вверх за счет изгибов в локтевом и плечевом суставах. При этом все обозначенные параметры получившейся конструкции остаются неизменными.
Отдельного внимания заслуживает траектория движения медиатора и движения кисти. Это довольно обширная тема далеко не на одну статью. Гораздо целесообразнее изучить ее вместе с преподавателем, так будет быстрее и качественнее. В общих чертах могу сказать, что кисть совершает вращательные движения с небольшим добавлением кистевых взмахов. Медиатор будто стремится пробиться в деку сквозь струны. Таким образом, угол наклона траектории медиатора к плоскости деки составляет приблизительно 70 градусов, а к направлению струн около 45.
Желающие протестировать качество звукоизвлечения своей правой руки, могут пройти самостоятельную диагностику, а также посмотреть, как работает рука, поставленная по вышеописанной методике.
Заходите на мой сайт, посвященный урокам игры на электрогитаре >> Guitar-Science.ru. Здесь Вы найдете много полезных материалов, посвященных обучению электрогитаре.
Источник
Постановка рук на гитаре. Советы для начинающих гитаристов.

Вводная информация
Обучение игры на гитаре надо начинать не с разучивания аккордов и песен, как считают многие начинающие гитаристы, а именно с постановки рук. Это важнейший аспект гитарной игры, и именно то, как вы усвоили этот материал, и повлияет на ваш дальнейший прогресс. Причина проста – от постановки рук зависит техника. Упражнения для гитары, конечно, тренируют ее, однако такие аспекты как скорость и чистота звукоизвлечения идет рука об руку именно с постановкой рук. Поэтому если вы только хотите начать играть на гитаре – обязательно уделите внимание этой статье, поскольку именно с ее помощью вы сможете гарантировать себе, что в дальнейшем сыграете соло любой сложности быстро и четко. Если же вы уже играете на гитаре – то также поглядите этот материал и удостоверьтесь, что все делаете правильно.
Правильная посадка
Все начинается непосредственно с положения тела. В этом плане гитаристы разделились между собой на два лагеря – одни считают единственно правильным классическое положение гитары, вторые – эстрадное. Чем же они отличаются?
Классическое положение
Правая – или левая нога, если вы левша – располагается на специальной подставке чуть выше левой (или правой). При этом выемка деки опирается на бедро, соответственно гриф гитары располагается по диагонали. Рука при этом находится напротив розетки и опирается на корпус. Между бедром и самой гитарой иногда ставят специальную подставку, но это не обязательно. Таким образом, достигается максимальный контроль в управлении как рукой на грифе, так и рукой играющей.
Эстрадное положение
Постановка рук на гитаре
Постановка правой руки
Как ни странно, однако именно с правой рукой у многих гитаристов возникают проблемы. Скорее всего, дело в том, что постановка левой руки более-менее очевидна, и вырабатывается сама собой, поскольку как-то иначе ее просто не поставишь. А вот на правую обращают внимание реже – играет себе и играет, главное, что удобно. Это в корне неверно.
Постановка левой руки
Правильно:
Не правильно:
Постановка пальцев рук на гитаре
Левая рука
Главное, что стоит запомнить в этом вопросе – каждому пальцу – отдельный лад. То есть напротив каждого из разделений грифа должен быть один палец. Запомните это при игре гамм и тренировке на гитаре.Это сильно поможет в разборе правильных позиций соло-партий, а также сочинению своих собственных. Благодаря этому вы сможете правильно делать приемы легато, ставить интервалы и аккорды.
Правая рука
Основной совет в постановке пальцев на гитаре — «всегда быть расслабленным» актуален как никогда. Пальцы при игре ни в коем случае не должны никак напрягаться – они должны наоборот свободно болтаться. Если вы играете медиатором, то не сжимайте его слишком сильно – это придет с опытом игры. Если игнорировать этот аспект, то можете забыть о развитии скорости и мастерства игры быстрых партий – поскольку рука будет уставать гораздо чаще и сильнее.
Советы начинающим гитаристам
Следите за руками. Всегда. Особенно – когда дома обучаетесь и делаете упражнения. Ваша главная задача – достигнуть правильной постановки конечностей и тела и дать своим мышцам их запомнить. Это довольно просто, если всегда принимать правильную позу – достаточно нескольких тренировок длинной всего в час-полтора.
Тренируйтесь играть аккорды на гитаре для новичков,соблюдая все правила. Делайте это медленно и ставьте перед собой цель обыграть их правильно и интересно, при возможности делайте это медленно – и обращайте внимание именно на то, в каком положении находитесь вы и ваши конечности.
Источник
Постановка рук на гитаре
Практически все гитаристы, бравшие когда-то уроки игры на гитаре любого направления, начинают с того, что учатся правильно сидеть или стоять с инструментом, а также правилам постановки обеих рук при игре. Именно об этом очень подробно и профессионально рассказывается в данной статье.
Расположение правой руки
В этом материале рассматриваются правила постановки рук для гитаристов, изучающих классический шестиструнный музыкальный инструмент. Такие же правила в основном подходят и для всех других видов акустических гитар. Они не распространяются лишь на электрогитары, в том числе и басовый инструмент, так как для игры на них используется преимущественно медиаторная техника, не изучаемая и неприемлемая для нейлоновых струн классической гитары.
Согласно веяниям новейших техник игры на гитаре, правую руку необходимо разместить таким образом, чтобы на линии предплечья и кисти не было никаких существенных изломов, которые создавали бы так называемый эффект «переломанной руки».
С той же целью при постановке этой руки, предполагающей её размещение на самой выпуклом месте корпуса гитары, не следует переносить сколько бы значительное усилие от веса руки на корпус инструмента.
Итак, чтобы положение правой руки было правильным, необходимо выполнить следующий алгоритм действий с гитарой.
- Сесть в стандартное для классического гитариста положение: на краешек стула, корпус прямой, левая нога опирается на подставку высотой 12-15 см, правая нога отставлена в сторону. Женщины садятся таким же образом, но левая нога не отставляется в сторону, а опускается коленом вниз (для этого она носком отставляется несколько назад, под стул).
- Гитара укладывается своей боковой нижней выемкой на левое приподнятое бедро так, чтобы её корпус был перпендикулярен полу. Никаких наклонов к груди гитариста или от неё быть не должно. Гитарист при необходимости сам должен чуть склониться над гитарой.
- Для первых упражнений нужна только правая рука, поэтому левой рукой можно придерживать корпус гитары в районе нижней его образующей под грифом. За гриф держаться не нужно — левая рука никак не участвует при игре в дополнительной поддержке инструмента.
- Головку грифа гитары (где находится колковый механизм) нужно приподнять до уровня левого плеча гитариста, взяв место опоры корпуса инструмента о бедро левой ноги за ось поворота грифа вверх. Чем больше угол положения грифа по отношению к полу, тем легче будет играть потом левой руке на нём.
- Теперь остаётся разместить правую руку. Согнув руку в локтевом суставе до прямого угла между плечом и предплечьем, точкой, находящейся чуть ниже локтевого сустава, нужно установить её на самой выпуклой части корпуса гитары в месте ребра между верхней декой и обечайкой.
Затем локтевой сустав немного разгибается так, чтобы пальцы можно было разместить возле розетки на струнах следующим образом: большой палец касается верхней струны, указательный — третьей струны снизу, средний — второй струны снизу, а безымянный — первой струны (самой нижней и тонкой).
Большой палец в любом случае должен находиться (если смотреть на него со стороны играющего) чуть впереди (левее) других пальцев.
В заключение следует проконтролировать результат и исправить ошибки положения правой руки. На что необходимо обратить внимание при контроле:
- рука на линии «локоть – предплечье – запястье – направление пальцев» не должна иметь изломов – всё находится на одной прямой со стороны зрителя, кроме большого пальца (он немного отклонится вверх, что нормально);
- со стороны играющего кисть правой руки должна иметь округлую форму за счёт небольшого сгибания кистевого сустава и выпуклости его на внешнюю сторону, но чаще бывает наоборот – кисть новичка имеет вогнутую форму за счёт изгиба кистевого сустава не в ту сторону (во внутреннюю вместо внешней);
- большой палец чуть выдвинут по отношению к другим пальцам.
Если что не так, необходимо исправить ошибки, потренировавшись заодно с правильной постановкой руки, начиная каждый раз с этапа посадки гитариста и установки гитары на бедро. В результате нескольких минут тренировки можно будет считать, что к первому упражнению по игре на гитаре начинающий музыкант подготовился.
Постановка левой руки
Если с расположением правой руки у начинающих гитаристов обычно проблем не возникает, то левая рука в этом смысле более капризная. Оно и понятно: правая рука при игре находится в естественном положении – открытой ладонью вниз, когда как левой приходится выворачиваться внутренней частью ладони вверх, что не является естественным не только для музыканта, но и для любого человека.
Но по-другому поставить левую руку не получится, если только человек не изучает стиль фингерстайл, пользуясь каким-либо необычным способом (игрой пальцами обеих рук в районе грифа приёмом, который называется «тэппинг»). Но мы-то изучаем классический инструмент, поэтому такие трюки оставим на потом. В общем, придётся преодолевать трудности в постановке и игре левой руки, поставленной в невыгодное для мышц и сознание положение, посредством наработанных веками технических упражнений, этюдов и советов гитаристов-профессионалов.
Пока же следует научиться правильно ставить пальцы левой руки на гриф гитары. А поможет в этом следующий порядок действий обучающегося.
- Исходное положение: правильная посадка с гитарой, пальцы правой руки — на струнах (смотрим на описание расположения правой руки на гитаре выше по тексту).
- Левая рука, согнутая в локте под прямым углом и направленная предплечьем вперёд, находится под грифом.
- Ладонь расправляется пальцами вперёд, а её внутренняя часть поворачивается вниз – к полу.
- Нужно представить, что в ладонь берётся теннисный мяч или яблоко средней величины. Их нужно удержать. (Всё это для понимания можно проделать с настоящим яблоком или мячом).
- Сохраняя полученную форму пальцев и кисти, развернуть руку, вращая предплечье вместе с кистью по оси против часовой стрелки, внутренней частью ладони вверх.
- Поднести кисть к грифу инструмента. Гриф своей нижней боковиной надо будет вложить в промежуток, образовавшийся между большим пальцем левой руки и остальными её пальцами.
Должно получиться, что форма кисти и пальцев с виртуальным яблоком как бы обхватывает гриф.
При этом большой палец оказывается расположенным позади грифа напротив линии между указательным и средним пальцами. Это – правильное положение большого пальца, поэтому в дальнейшем его нужно придерживаться в большинстве случаев.
При движении пальцев левой руки по грифу большой палец должен всегда следовать за ними, находясь поперёк грифа с тыльной его стороны. Постановка этого пальца вдоль грифа является грубой ошибкой, которую допускать никак нельзя. Кисть должна всегда быть округлой, а пальцы находиться над струнами, а не под ним (тоже грубейшая ошибка).
Упражнения для тренировки
Приведём несколько упражнений, с которых должна начинаться ежедневная разминка пальцев начинающих гитаристов.
Для правой руки
Лучшими упражнениями для пальцев правой руки новичков являются арпеджио (переборы), когда поочерёдно, начиная с баса, извлекаются звуки из четырёх струн (шестой, третьей, второй и первой) по следующим схемам:
- P – i – m – a – m – i (смешанное прямое арпеджио);
- P – a – m – i – m – a (смешанное обратное арпеджио);
- P – i – m – a (восходящее арпеджио);
- P – a – m – i (нисходящее арпеджио).
Условные обозначения:
- P – большой палец, играющий только на 6 струне;
- i – указательный палец, играющий на 3 струне;
- m – средний палец, действующий на 2 струне;
- a – безымянный палец, играющий на 1 струне.
Для левой руки
Чтобы развить независимость, растяжку и силу пальцев левой руки, необходимо ежедневно проигрывать хроматические последовательности звуков на всех струнах. Начинать нужно с первой струны, затем переходить на вторую и так далее – до шестой
В первое время хватит игры лишь в первой позиции (в пределах первых 4 ладов), позднее следует играть до 12 лада на каждой струне.
Порядок такой: 0 – 1 – 2 – 3 – 4.
Здесь:
0 – открытая (неприжатая струна);
1 – указательный палец левой руки, прижимающий первую струну на первом ладу;
2 – средний палец, прижимающий первую струну на втором ладу;
3 – безымянный палец, прижимающий первую струну на третьем ладу;
4 – мизинец, прижимающий первую струну на четвёртом ладу.
При этом звуки из струны извлекают пальцы «i» и «m» правой руки поочерёдно: i-m-i-m (и так далее). Научившись свободно играть это упражнение на первой струне, переходите к его проигрыванию на всех струнах без остановки.
Источник