Письмо и мелкая моторика пальцев рук
Письмо и развитие мелкой моторики статья на тему
Письмо и развитие мелкой моторики.
Обучение письму дошкольников.
Занятия обучения письму, действительно, самые трудные. Даже 7-8-летних детей обучать письму нелегко, а 6-летних и подавно.
Многое зависит от начального этапа обучения письму. Если какие-то элементы навыка сформируются неверно, то умение писать в целом будет неправильным. А привычки и навыки в раннем возрасте закрепляются очень быстро, при этом очень прочно. Уже на самых первых этапах обучения письму у детей появляется неудовлетворение, а у родителей огорчение. И наступает момент быстрого нарастания нелюбви к этому занятию. Почти все дети не любят писать, у них нет потребности в этом. Создается гигантский барьер в обучении: во-первых « не хочу», а во-вторых «не могу».
Наша задача — понять те трудности, которые испытывают дети, их причины возникновения; постараться облегчить их первые шаги в школьной жизни; помочь добиться успеха.
Подготовительные занятия не ставят целью своей научить ребенка писать. Этот процесс длительный и непростой. На наших занятиях мы имеем возможность, не спеша, глубоко проникая в психологию процесса обучения, осуществить этап подготовки детей к письму.
Он заключается в следующем:
— укрепление руки, улучшение координации движений;
— усвоение правил гигиены письма, сохранение правильного положения головы, корпуса, рук, тетради, ручки (карандаша) в руке.
— совершенствование способности к зрительному восприятию форм;
— умение ориентироваться в пространстве листа, строки, в элементах письма;
— поднятие на новый уровень наглядного, образного и отвлеченного мышления детей;
— снижение психологической нагрузки ребенка;
— написание элементов букв и в неполном объеме самих букв, а на заключительном этапе — буквосочетаний и простых по написанию слов.
Занятия проводятся по группам. Дети работают в тетрадях (рисование узоров, штриха, письмо элементов букв, буквосочетаний, слов), вместо ручки пользуются простым карандашом. Много внимания уделяется игровым и занимательным моментам для поддержания интереса детей к работе, для развития эмоциональной сферы.
Цель занятий. Подготовительные занятия не ставят своей целью научить ребенка писать. Мы имеем возможность, не спеша, глубоко проникая в психологию процесса обучения, осуществить этап подготовки детей к письму.
В своей работе мы основываемся на методическую систему Д.Б.Эльконина, которая разработана на основе новой концепции развивающего обучения письму.
Ведущими принципами в методике обучения первоначальному письму являются: 1) поэлементное изучение и 2) одновариантное начертание письменных букв.
Содержание работы.
Структурные компоненты (содержание) занятий по письму подготовительного периода. | Методы и приемы работы. |
1.Укрепление руки, развитие мелкой моторики, улучшение координации движений. | Штриховка геометрических фигур в разных направлениях, составление композиций из геометрических фигур. |
2. Беседа по рисунку, конфигурация которого напоминает форму изучаемого элемента. | Анализ, уточнение знаний, обобщение новых сведений о предмете, активизация творческой активности (составление рассказа или сказки по рисунку) |
3.Знакомство с одним из основных элементов графической системы письменных букв. | Показ учителем элемента на таблице, в наборе шаблонов. |
4.Объяснение последовательности начертания этого элемента. | Зрительное восприятие детьми образца написания учителем данного элемента. |
5.Подготовка детей к письму. | Повторение правил посадки и пользование ручкой и тетрадью, принятие соответствующей позы, письмо элемента под счет в воздухе. Развитие тактильной памяти. |
6.Написание элементов и в неполном объеме самих букв, буквосочетаний и простых по написанию слов в тетради. | Обводка пунктирных линий, письмо под счет самостоятельно или без счета. |
7.Упражнение детей в развитии их устной речи. Снижение психологической нагрузки ребенка. | Составление загадки, истории по рисунку. |
8.Выполнение узора-бордюра. | Изучение образца, обведение его по вспомогательным линиям, дорисовывание недостающих элементов узора, раскрашивание. |
Знания и умения. В результате обучения письму на подготовительном этапе дети должны усвоить основные пространственные и графические понятия, научиться правильно сидеть за партой, пользоваться письменными принадлежностями, овладеть элементарным навыком письма основных элементов.
Тематическое планирование занятий по письму.
(Работа в тетради)
№ п/п | Тема. | Элементы букв. |
1. | Здравствуй, школа! (вводное занятие) | |
2. | Написание длинной и короткой наклонной палочки. | |
3. | Написание короткой и длинной наклонной палочки. | |
4. | Написание короткой палочки с закруглением внизу и вверху. | |
5. | Написание длинной палочки с закруглением внизу. | |
6. | Написание короткой и длинной палочки с закруглением вверху и внизу. | |
7. | Написание длинной палочки с закруглением внизу влево. | |
8. | Написание длинной палочки с петлёй внизу. | |
9. | Написание длинной палочки с петлёй вверху. | |
10. | Написание длинной палочки с петлёй вверху и внизу. | |
11. | Написание элементов букв. | |
12. | Написание овалов, буквОо. | |
13. | Написание строчной буквы а. | |
14. | Написание заглавной буквы А. | |
15. | Написание полуовалов букв Сс. | |
16. | Написание букв Ээ. | |
17. | Написание строчных букв л, м. | |
18. | Написание строчных букв и,ш. | |
19 | Написание строчных букв р, у. | |
20 | Диагностическое занятие. |
Планирование занятий по письму.
(штриховка)
(Работа в альбомах)
№ п/п | Материал к уроку. | Примечание. | |
1. | Штриховка квадрата, круга и прямоугольника вертикальными прямыми в направлении сверху-вниз. | ||
2. | Штриховка квадрата, круга и прямоугольника вертикальными прямыми в направлении снизу-вверх. | ||
3. | Штриховка параллелограмма, круга и прямоугольника наклонными прямыми в направлении сверху-вниз. | ||
4. | Штриховка параллелограмма, круга и прямоугольника наклонными прямыми в направлении снизу-вверх. | ||
5. | Штриховка ромба, круга и ромба вертикальными прямыми в направлении слева-направо. | ||
6. | Штриховка «домик» ( рисунок из трёх домиков, составленных из квадрата и треугольника) вертикальными прямыми в направлении сверху-вниз. | ||
7. | Штриховка «дом с окнами» полуовалами. | Раскрасить. | |
8. | Штриховка кругов полуовалами (в 4 больших вписаны по одному малому кругу). | Раскрасить. | |
9. | Штриховка «овал в квадрате»(4квадрата) | ||
10. | Штриховка «цыплёнок» (рисунок составлен из круга, треугольников, параллелограмма) выполняется при использовании изученных элементов. | ||
11. | Штриховка «кораблик». | ||
12. | Штриховка «цветы» ( рисунок составлен из 7 кругов). | ||
13. | Штриховка «грузовик с прицепом» выполняется с использованием изученных элементов. | ||
14. | Штриховка «трактор на колесах» выполняется с использованием изученных элементов. | ||
15. | Штриховка «дом с забором» выполняется с использованием изученных элементов. | ||
16. | Штриховка «инопланетянин» выполняется с использованием изученных элементов. | ||
17. | Штриховка «трамвай» выполняется с использованием изученных элементов. | ||
18. | Работа с трафаретами (разные фигурки). Штриховка с использованием изученных элементами и буквами. | ||
19. | Работа с трафаретами (разные фигурки). Штриховка с использованием изученных элементами и буквами | ||
20. | Диагностическое занятие. |
Большое значение при письме имеет правильная посадка, умение правильно держать ручку и положение тетради.
Успешность формирования навыка письма, и особенно почерк, во многом зависят от того, соблюдаются ли при письме основные гигиенические правила. Они не сложны, но чаще всего им уделяется внимание лишь на первых порах, а потом все сидят «как сидят» и ручку держат «как держится». Конечно, научить ребенка правильно сидеть и правильно держать ручку — задача не из легких,-тем более, что к 5-б годам уже складывается определенная поза при рисовании и письме, часто неправильная, и неправильный способ держания ручки.
Выделяя последовательность того, чему надо научить ребенка перед тем, как начинать писать, следует подчеркнуть три основных момента:
1) научить ребенка соблюдать правильную позу при рисовании и письме;
2) научить ребенка правильно держать карандаш (ручку);
3) научить ребенка правильно координировать движения пальцев, кисти, предплечья, плеча при рисовании и письме.
Почему это так важно? Главное потому, что правильная поза, правильное положение ручки и правильная координация движений позволяют сформировать правильную технику письма, правильный графический навык, а значит, сделать письмо удобным, четким, быстрым.
Безусловно, писать можно и в не очень удобной позе, выворачивая постоянно немеющую руку и затекшее плечо, но тогда трудно говорить о качестве и скорости письма. Да и вряд ли можно надеяться, что при такой технике удастся не думать о том, как это делается.
Очень часто ребенок видит, что плохо пишет, и нередко это бывает связано с неправильной техникой письма, но сам не осознает этого, не знает и не понимает, какие именно движения более эффективны, просты и доступны. Не следует забывать, что исправить неправильную позу или неверную технику письма, к которой привык ребенок, не просто трудно, но чаще всего невозможно.
Все эти правила несложны, но освоить правильную посадку, способ держания ручки и технику письма возможно только при постоянном и направленном внимании взрослых (педагога, воспитателя, родителей). К сожалению, на практике постоянного и целенаправленного внимания к этим «мелочам» не получается. Сказывается и то, что нередко дети сидят за чересчур маленькими или не по росту большими столами, а ручку держат «как удобно».
Следует подчеркнуть, что замечания взрослых, типа — «опять сидишь неправильно» или «неправильно держишь ручку», а чаще — «плохо сидишь» и «плохо держишь ручку», ничего не меняют, а главное — не могут изменить. Ребенок должен понимать и четко представлять себе, что значит хорошо, правильно и что именно неправильно, плохо. При этом нужно не только объяснить, как правильно, но и показать, найти вместе с ребенком наиболее удобный для него вариант правильной позы или правильного положения ручки. Важно также, чтобы ребенок понял и почувствовал удобство правильной позы и правильного положения ручки. Довольно часто при жалобах на плохой почерк ни учитель, ни родители не принимают во внимание лишь один элемент положения кисти: на какую часть кисти опирается рука при письме. Если не на мизинец, а на тыльную часть, то письмо становится неудобным, затруднено продвижение руки по строке, невозможно правильное положение ручки и т. п. Четкий (не говоря уже о красивом) почерк в этом случае просто невозможен.
Как надо сидеть при письме?
Менялись времена и люди, изменялись требования к письму, менялась мода на почерк (да, да, у каждого времени свой характерный почерк). Конечно, изменялась и поза при письме, и орудия письма. Еще в 1879 году французское гигиеническое общество опубликовало ряд правил по гигиене письма, которые не потеряли своего значения и сейчас. Вот эти правила:
1. Сидеть при письме прямо, не сгибаясь.
2. Держать оба локтя таким образом, чтобы они не опирались на стол или,в крайнем случае, опирались на него равномерно.
3. Придерживать тетрадь (бумагу) левой рукой (для пра-воруких).
4. Писать прямо, а наклон будет создаваться за счет наклонного положения тетради (бумаги).
Парта, стол и стул, за которыми сидит ребенок, должны соответствовать его росту. Стул можно поставить так, чтобы передняя правая ножка находилась на одной линии с краем стола, левая же должна отстоять на 7-10 см от линии края стола. Туловище следует держать прямо, не сгибая ни вперед, ни в стороны, не опуская плечи, оба плеча должны быть на одной высоте. Грудь не должна касаться стола (расстояние от стола до груди равно примерно ширине ладони). Ноги согнуты под прямым углом в бедрах и в коленях, опираются всей стопой на подставку для ног или на пол (рис. 6 А, Б). Голова должна быть слегка наклонена вперед, чтобы глаза находились на расстоянии 20- 30 см от тетради (бумаги). Для ребенка маленького роста это расстояние может быть чуть меньше. Впрочем, не обязательно измерять это расстояние линейкой, попросите ребенка сесть прямо, пусть он положит руки на стол (не опираясь локтями) и вытянет пальцы. У кончиков его пальцев должна лежать тетрадь при письме (и книга при чтении). Локти пишущего ребенка должны немного выступать за край стола и находиться на расстоянии около 10 см от туловища. Такая поза не только делает письмо удобным, но и позволяет сохранить работоспособность, предотвращает нарушения зрения и осанки.
Крышка парты (стола) во время письма должна быть наклонной. Это очень важно для охраны зрения и снижения утомления мышц шеи и спины. Наклонное положение позволяет видеть книгу, тетрадь под наибольшим углом зрения и наименьшем наклоне головы, а также значительно облегчает аккомодацию глаз при письме.
Итак, правильная поза при письме:
сидеть прямо;
опираться спиной на спинку стула;
не опираться грудью на стол;
ноги держать прямо, стопы на полу или подставке;
туловище, голову, плечи держать ровно;
обе руки на столе, опираются о край стола, локти выступают за край стола (рис. б).
Источник
Статья «Развитие мелкой моторики и графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму» статья по обучению грамоте на тему
«Развитие мелкой моторики и графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму»
Известный педагог В.А. Сухомлинский писал
«Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев…».
Развитие мелкой моторики у детей крайне важно для развития ребёнка в целом. Что такое мелкая моторика? Это действия, которые выполняют мелкие мышцы ладоней и пальцев рук и ног. Мелкая моторика начинает развиваться уже с младенчества. Малыш учится управлять своими ручками, хватать предметы сначала всей ладонью, а затем и двумя пальчиками — формируется пинцетный захват. Затем ребёнок учится правильно держать в руках ложку, а потом и карандаш. Мелкая моторика тесно связана со зрением, памятью, восприятием, вниманием ребёнка. Чем лучше развита мелкая моторика, тем эффективнее работает нервная система ребёнка. От развития мелкой моторики зависит ловкость и гибкость движений рук, скорость реакции ребёнка на внешние раздражители.
Даже почерк каждого человека имеет свои особенности, связанные именно развитием мелкой моторики рук!
Учёные доказали тесную связь развития мелкой моторики с развитием речи у ребёнка. Оказывается, речевой центр головного мозга расположен очень близко к моторному центру, который отвечает за движения пальцев. Если стимулировать моторный центр, отвечающий за движения пальцев, то речевой центр также активизируется! Поэтому развитие мелкой моторики необходимо для быстрого и правильного формирования навыков речи.
К сожалению, в последнее десятилетие во всём мире значительно возросло количество детей, у которых есть нарушения речи и проблемы с письмом. Ещё тридцать лет назад процент таких детей был гораздо меньше! Какова причина этого явления? Да просто в старое время не было обуви и одежды на липучках. Зато были ботиночки на шнуровке, одежда с пуговицами, крючками и завязками. Дети ежедневно завязывали шнурки, застёгивали пуговицы и крючки, таким образом тренируя свои пальчики! Ведь для таких движений требуется сноровка и развитие мелкой моторики. А сейчас дети освобождены от сложного процесса зашнуровывания ботиночек и аккуратного застёгивания пуговок. Выходит, что раньше мелкая моторика детей развивалась за счёт таких обыденных действий, а сейчас она страдает. Соответственно, страдают и речевые навыки, появляются проблемы с письмом, ведь моторика и речь тесно связаны.
Уровень развития мелкой моторики — один из показателей интеллектуальной готовности воспитанников к школьному обучению. Среди многих видов учебной деятельности начинающего школьника овладение навыком письма является наиболее сложным. От того, насколько ребенок овладеет письмом, зависит успешность его дальнейшего обучения в школе, так как именно нарушения письма обычно становятся главными причинами неуспеваемости младших школьников.
Такие авторы, как М.М.Безруких, Е.Н. Соколова, С.О.Филиппова, Л.В. Антакова-Фомина, С.П. Ефимова, М.М. Кольцова, выделяют следующие компоненты готовности к письму: зрительно-двигательную координацию, зрительное восприятие, слуховую память, слухо-моторную координацию, развитие мелкой моторики рук. Они считают, что умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, т.к. именно к шести — семи годам заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти.
Мы понимаем, что в настоящее время многие дети в школе, на первом этапе обучения, испытывают затруднения с письмом. У дошкольников быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание элементов письма, нередко встречается «зеркальное» письмо. Дети не различают «лево», «право», «лист», «страница», «строка», они не укладывается в общий темп работы.
При поступлении ребенка в школу у него должны быть достаточно хорошо развиты такие компоненты письма, и, прежде всего, двигательные и графические навыки, которые являются в акте письма определяющими. Двигательный навык, по мнению В.А. Силивон, включает:
- развитость мелкой мускулатуры пальцев, легкость руки, сенсорно-двигательные связи и координации, способствующие выполнению произвольных движений и коррекций высокой точности по силе, скорости, направленности и размаху;
- развитие пространственно-ориентированной способности двигательной ориентации и координации на ограниченной плоскости: линейке, строке, клеточке; быстрое нахождение левой и правой сторон и т.д.;
- сформированность зрительно-двигательных образов и представлений.
- развитие аналитического восприятия и воспроизведения предметных изображений и буквенных знаков поэлементно-целостным способом.
Графический навык предполагает:
- умение красиво и легко (а значит ненапряженно) рисовать колебательными, вращательными, плавными, отрывными и ритмизированными движениями графические элементы различного содержания (предметные изображения, линии любой конфигурации — широкие, узкие, нитевидные, ломаные, спиралевидные).
- легко и непринужденно удерживать пишущий инструмент (карандаш, ручку), соблюдая необходимый угол наклона;
- устойчивое сохранение правильной позы у рисующего или пишущего ребенка;
- выполнение графических движений с интересом, увлеченно, без повышенной напряженности.
Важнейшим элементом обучения письму является формирование графического навыка. При оценке графических умений следует помнить, что графический навык — это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать знаки и их соединения. Правильно сформированный графический навык позволяет писать элементы письма четко, красиво, разборчиво, быстро. Неправильно сформированный графический навык создает комплекс трудностей письма: небрежный, неразборчивый почерк, медленный темп. В то же время, переделка неправильного графического навыка не просто затруднена, но порой невозможна. При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки при письме, соблюдение гигиенических правил письма, правильное изображение букв, соблюдение при письме слов одинакового размера букв и их расположения на рабочей строке.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. С возрастом упражнения становятся более сложными, требующими более четких движений, более высокой координации. Предлагаем вашему вниманию комплекс мер, способствующих развитию рук и ручной умелости , которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.
— Пальчиковая гимнастика.
— Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками.
— Занятия с пластилином.
— Занятие с конструкторами. Закручивание гаек, шурупов.
— Игры с мозаикой. Составление картин по образцу и самостоятельное придумывание сюжетов.
— Вырезание ножницами.
— Рисование различными материалами — ручкой, простым карандашом, цветными карандашами, мелом, акварелью и т.д.
— Работа с бумагой. Складывание (оригами). Плетение. Аппликации.
— Графические упражнения. Штриховка.
— Раскрашивание картинок в книжках-раскрасках.
Пальчиковая гимнастика.
Ученые пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Необходимо стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию, письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма. «Пальчиковые игры» очень эмоциональны и увлекательны. Они как бы отображают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
«Пальчиковые игры» — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и др.
Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоил какую-нибудь одну «пальчиковую игру», он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку. Дети старше 5 лет могут оформить игры разнообразным реквизитом — домиками, кубиками, мелкими предметами и т.д. Целесообразно каждое занятие по подготовке к письму начинать с «пальчиковых игр», чтобы размять пальчики, активизировать моторику рук для успешного выполнения детьми разнообразных графических упражнений. Время проведения 3 — 7 минут.
Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками.
Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Можно научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней шестигранный карандаш. Можно предложить детям выкладывать буквы, силуэты различных предметов из мелких предметов: семян, пуговиц, веточек и т.д. Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под строгим контролем взрослых.
Вырезывание ножницами.
Педагог уделяет особое внимание усвоению основных приемов вырезания — навыкам резания по прямой, умению вырезывать различные формы (прямоугольные, овальные, круглые). Задача состоит в том, чтобы подвести детей к обобщенному пониманию способов вырезывания любых предметов. При объяснении задания необходимо учить детей не только пассивно усваивать процесс вырезывания, но и побуждать их давать словесную характеристику движениям рук педагога при показе способов вырезывания. Получая симметричные формы при сгибании бумаги, сложенной гармошкой, дети должны усвоить, что они вырезывают не целую форму а ее половину.
Старшие дошкольники начинают овладевать без предварительной прорисовки, подготовки линии контура навыками силуэтного вырезывания. Обучая силуэтному вырезыванию, успешно используется прием обведения контура предмета в воздухе. Развитию умения «видеть» предмет в воздухе способствуют систематически проводимые игры «Угадай, что рисую?», «Загадай, я отгадаю» (дети или педагог очерчивают в воздухе предмет, отгадывают). Прежде чем приступить к вырезыванию силуэта, следует продумать, откуда, с какого угла, в какую сторону листа, направить ножницы, т.е. учиться планировать предстоящее действие.
Умение уверенно пользоваться ножницами играет особую роль в развитии ручной умелости. Для дошкольников это трудно, требует скоординированности движений. Симметричное вырезывание, вырезание различных фигурок из старых открыток, журналов — полезное и увлекательное занятие для будущих первоклассников.
Рисование, раскрашивание.
Необходимо учить детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет. Раскрашивание, как один из самых легких видов деятельности, вводится в значительной степени ради усвоения детьми необходимых для письма гигиенических правил. Вместе с тем, оно продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Ребенок, выполняя работу по раскрашиванию, в отличие от работы, связанной с написанием букв, не чувствует усталости, он делает это с удовольствием, свободно, хотя его рука проделывает те же манипуляции, что и при письме. Поскольку эта работа не затрудняет ребенка, он может сосредоточиться на основной задаче — выполнении гигиенических правил письма.
Рисование различными материалами (ручкой, простым карандашом, цветными карандашами, мелом) требует различной степени нажима для того, чтобы на бумаге остался след от пишущего предмета. Это тоже способствует развитию ручной умелости.
Работа с бумагой. Оригами. Плетение.
Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, фигурок зверей из бумаги. Необходимо познакомить детей с инструментами для обработки бумаги, показать приемы сгибания и складывания бумаги, дать первоначальные сведения о видах бумаги (писчая, рисовальная, газетная, оберточная).
Графические упражнения. Штриховка.
Выполняются на нелинованной бумаге. Способствуют подготовке руки к письму. Развитие мелкой моторики определяется не только четкостью и красотой изображения линий, но и легкостью и свободой: движения руки не должны быть скованными, напряженными. Правильно соблюдать графические пропорции, писать плавно и симметрично важно для выработки красивого и четкого почерка. Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. При прочерчивании прямых линий хорошо видна четкость почерка и уверенность движения руки. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо важно при формировании почерка. Умение писать с наклоном сверху вниз и снизу вверх необходимо при формировании почерка. Развитию точности движений, вниманию и контролю за собственными действиями также способствуют графические упражнения.
Штриховка — одно из важнейших упражнений. Овладевая механизмом письма, дети вырабатывают такую уверенность штриха, что когда они приступят к письму в тетрадях, у них это будет получаться как у человека, много писавшего.
Правила штриховки:
Штриховать только в заданном направлении.
Не выходить за контуры фигуры.
Соблюдать параллельность линий.
Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0,5 см.
Выполняя различные упражнения по подготовке к письму, ребенок и обучающий должны постоянно помнить и соблюдать гигиенические правила письма, доводя их выполнение до автоматизма. Соблюдение гигиенических правил поможет ребенку в дальнейшем преодолеть трудности технической стороны письма.
Литература:
1. Гаврина, С.Е. Развиваем руки — чтоб учиться и писать, и красиво рисовать [Текст]: методическое пособие/С.Е. Гаврина, Н.Л Кутявина, И.Г. Топоркова. — Ярославль: Академия развития, 2001. 240 с.
2. Кольцова, М.М. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг [Текст]: пособие /М.М. Кольцова, М.С. Рузина. — СПб.: Детство-пресс 1998. 160 с.
3. Логопедия [Текст]: учебник для студ. дефектолог. фак. пед. Вузов/ ред. Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. — 680 с.
4. Филиппова, С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму. Влияние специальных физических упражнений на эффективность формирования графических навыков [Текст]: учебное пособие/ С.О. Филиппова. — СПб.: Питер,1999. 287 с.
5. Цвынтарный, В.В. Играем пальчиками и развиваем речь [Текст]: методическое пособие/В.В. Цвынтарный. — Нижний Новгород, 1995.48 с.
Источник