Гитара постановка пальцев левой руки
Содержание статьи
Левая рука на гитаре. Советы по правильному расположению левой руки с фотографиями

Левая рука на гитаре. Общая информация
Новичок, впервые взявший в руки гитару, обычно не подозревает, что существует какая-то специальная левая рука на гитаре. Если вовремя не исправить грубые ошибки, это не только застопорит дальнейшее исполнительское развитие, но и может отбить желание играть (так как это будет приносить неприятные ощущения). Даже игра простых песен требует знания, как расположить пальцы для облегчения игры и зажимания многих аккордов (например, с барре).
Важность правильной постановки левой руки
Пять общих правил
Расслабьте руку
Рука не должна быть напряжена. Причём это аналогично правой — проследите не только за кистью, предплечьем, но и за плечевым суставом и задней частью спины. Попробуйте максимально «вальяжно» опустить руку вдоль туловища и запомните эти ощущения. Примерно так должен вести себя плечевой аппарат, совершая усилие кистью и пальцами во время игры.
Поставьте большой палец в правильное положение
Единой постановки большого пальца нет. Он будет двигаться во время исполнения как аккордов, так и соло. Однако стоит знать, что ладонь использует его в качестве опоры. Обычно она находится в подушечке и суставе первой фаланги. Палец почти никогда не «обнимает» заднюю часть грифа целиком. Опираемся примерно на половину. Причём положение его может быть как параллельно грифу, так и немного под углом (в зависимости от песни).
Подберите оптимальную силу зажима струн
Одной из проблем может стать как недожим, так и слишком сильное зажатие. Недожимание происходит на начальных этапах, когда гитаристу не хватает сил в пальцах или он боится именно пережать. Переусердствовать тоже не стоит — если струна дребезжит, издаёт слабое звучание, то возможно причина не в силе, а в неверной позиции (или в самой гитаре, но это другая тема). Как бы это банально не звучало, но нужно найти нечто среднее, чтобы и звук был приемлемым и руке было удобно. Часто рекомендуют использовать эспандеры или другие силовые приспособления. Но главный тренажёр для гитариста — сам инструмент.
Держите пальцы ближе к ладам
Чем ближе вы держите палец к ладовой перегородке (между ладами), тем чище будет звук. Но нельзя заходить на сами эти металлические порожки — тогда и начнётся дребезг, тусклое звучание, недожим. Проверьте — возможно какой-то из пальцев в зажатом аккорде упрямо залезает на ладовую перегородку и портит звук. Если пальцы не дотягиваются, подвиньте саму ладонь чуть правее.
Следите за тем, чтобы позиция ощущалась комфортно
Часто во время исполнения сложного элемента (например, растяжки пальцев) тело гитариста непроизвольно начинает «съёживаться», горбиться, выгибать руки — принимает максимально неудобную позу. Поэтому при разучивании отвлекитесь от самого произведения и последите за своими ощущениями. Расслабьте часть руки или спину, если они напряжены и выберите более комфортное положение.
Виды гитарного хвата
Классический
В классической игре опорный большой палец находится напротив среднего. Сомкните их без гитары, а затем положите инструмент в ладонь и повторите движение. Большой палец не торчит из-за грифа, а его сустав находится примерно посередине. Гриф не лежит в ладони, а как бы висит на опоре пальцев (они «обволакивают» его). Большой палец играет роль надёжной опоры, но не стоит слишком сильно давить на него — это может привести к неприятным ощущениям. Если требуется сыграть пассаж более громко и чётко, тогда есть смысл чуть поддавить.
Блюзовый
Как держать левую руку на гитаре в блюзовом хвате. Он более свободный и предполагает активное использование большого пальца. В этом случае гитарный гриф можно представить в виде «шеи гуся», которого вы хотите задушить. Несмотря на довольно странную аналогию, она наиболее подходит для описания этого движения. Вы смело берёте гриф в ладонь и обнимаете его всеми пальцами. При этом большой перекидывается подушечкой через верхний край, а остальные пальцы располагаются примерно до 5 струны. Это необходимо для исполнения многочисленных бэндов и вибрато — кисть будет постоянно двигаться, а левые пальцы принимают участие в глушении наравне с правой рукой.
Постановка для классической и акустической гитары
При постановке пальцев левой руки на гитаре «классики» требуют от ученика, чтобы они были «круглые». Для этого следует представить будто вы хотите взять теннисный мяч. Опора идёт на большой палец, который суставом первой фаланги упирается сзади в гриф. Палец может быть чуть изогнут, но слишком сильно выгибать его нельзя. Если посмотреть на ладонь, то между большим и указательным пальцем получится овальная «ямка» — в неё и следует положить гриф, а дальше пальцы встанут естественным образом. При этом предплечье относительно грифа примерно на 30 градусов, плечо расслаблено и не поднимается.
Постановка для электрогитары
Чаще всего при игре на электрогитаре применяется блюзовый хват. Это связано с исполнением многочисленных бендов, вибрато. Ещё одним нюансом является то, что пальцы на стоят перпендикулярно грифу (как в классическом хвате), а поворачиваются под углом примерно в 30-40 градусов суставом в сторону. Указательный палец при этом активно участвует в глушении — он подпирает вышележащую струну и нижележащую (например, при исполнении аккорда E5 (0-2-2-X-X-X) подушечками зажимаются 4 и 5 струны на втором ладу, а 1-3 глушится остальной частью. При этом открытая шестая немного подпирается.
В электрогитаре применяется и классическая постановка. Она необходима для игры быстрых пассажей, которые тяжело исполнить в блюзовой.
Постановка для бас-гитары
Как правильно держать гитару в случае, если она басовая.
- Каждый палец находится над своим ладом (с учётом того, что ширина ладов на грифе разнится). Пальцы также стоят полукругом (эффект пружины);
- Прижимаем струну частью подушечки, близкой к ногтю (а не основной «толстой»). Это требуется для исполнения приёмов слайд, вибрато, бенд и т.д. ;
- Первые фаланги согнуты перпендикулярно к грифу;
- Большой палец находится напротив середины между указательным и средним. Его постановка сзади грифа соответствует классической гитарной.
Приемы игры левой рукой
Hammer-on
Pull-off
Альтернативный способ взятия баррэ (через блюзовый хват)
Заключение
Эти описания являются общими. Главное почаще практиковаться и на своём опыте понять, какие позиции следует занимать, чтобы рука чувствовала себя комфортно. Также исполняйте разные по характеру произведения, чтобы чередовать хваты и постановки. Только набивая мозоли на пальцах от гитары можно найти ошибки и пробовать их исправить.
Источник
Постановка рук на гитаре. Советы для начинающих гитаристов.

Вводная информация
Обучение игры на гитаре надо начинать не с разучивания аккордов и песен, как считают многие начинающие гитаристы, а именно с постановки рук. Это важнейший аспект гитарной игры, и именно то, как вы усвоили этот материал, и повлияет на ваш дальнейший прогресс. Причина проста — от постановки рук зависит техника. Упражнения для гитары, конечно, тренируют ее, однако такие аспекты как скорость и чистота звукоизвлечения идет рука об руку именно с постановкой рук. Поэтому если вы только хотите начать играть на гитаре — обязательно уделите внимание этой статье, поскольку именно с ее помощью вы сможете гарантировать себе, что в дальнейшем сыграете соло любой сложности быстро и четко. Если же вы уже играете на гитаре — то также поглядите этот материал и удостоверьтесь, что все делаете правильно.
Правильная посадка
Все начинается непосредственно с положения тела. В этом плане гитаристы разделились между собой на два лагеря — одни считают единственно правильным классическое положение гитары, вторые — эстрадное. Чем же они отличаются?
Классическое положение
Правая — или левая нога, если вы левша — располагается на специальной подставке чуть выше левой (или правой). При этом выемка деки опирается на бедро, соответственно гриф гитары располагается по диагонали. Рука при этом находится напротив розетки и опирается на корпус. Между бедром и самой гитарой иногда ставят специальную подставку, но это не обязательно. Таким образом, достигается максимальный контроль в управлении как рукой на грифе, так и рукой играющей.
Эстрадное положение
Постановка рук на гитаре
Постановка правой руки
Как ни странно, однако именно с правой рукой у многих гитаристов возникают проблемы. Скорее всего, дело в том, что постановка левой руки более-менее очевидна, и вырабатывается сама собой, поскольку как-то иначе ее просто не поставишь. А вот на правую обращают внимание реже — играет себе и играет, главное, что удобно. Это в корне неверно.
Постановка левой руки
Правильно:
Не правильно:
Постановка пальцев рук на гитаре
Левая рука
Главное, что стоит запомнить в этом вопросе — каждому пальцу — отдельный лад. То есть напротив каждого из разделений грифа должен быть один палец. Запомните это при игре гамм и тренировке на гитаре. Это сильно поможет в разборе правильных позиций соло-партий, а также сочинению своих собственных. Благодаря этому вы сможете правильно делать приемы легато, ставить интервалы и аккорды.
Правая рука
Основной совет в постановке пальцев на гитаре — «всегда быть расслабленным» актуален как никогда. Пальцы при игре ни в коем случае не должны никак напрягаться — они должны наоборот свободно болтаться. Если вы играете медиатором, то не сжимайте его слишком сильно — это придет с опытом игры. Если игнорировать этот аспект, то можете забыть о развитии скорости и мастерства игры быстрых партий — поскольку рука будет уставать гораздо чаще и сильнее.
Советы начинающим гитаристам
Следите за руками. Всегда. Особенно — когда дома обучаетесь и делаете упражнения. Ваша главная задача — достигнуть правильной постановки конечностей и тела и дать своим мышцам их запомнить. Это довольно просто, если всегда принимать правильную позу — достаточно нескольких тренировок длинной всего в час-полтора.
Тренируйтесь играть аккорды на гитаре для новичков, соблюдая все правила. Делайте это медленно и ставьте перед собой цель обыграть их правильно и интересно, при возможности делайте это медленно — и обращайте внимание именно на то, в каком положении находитесь вы и ваши конечности.
Источник
Постановка левой руки.
В этой главе я расскажу о базовых принципах постановки левой руки при игре классической техникой на классической гитаре.
Делаю такое пояснение специально, в виду того, что при игре на разных типах гитар постановка будет отличаться.
Обозначение пальцев левой руки:
1 | — указательный палец |
2 | — средний палец |
3 | — безымянный палец |
4 | — мизинец |
Большой палец левой руки при игре классической техникой на классической гитаре не прижимает струны.
8 правил постановки левой руки:
- Большой палец касается задней части грифа подушечкой.
- Кисть округлая.
- Между ладонью и нижней частью грифа свободное пространство (не касается).
- Кисть выдвинута вперед.
- Ладонь примерно параллельна грифу, все пальцы на одинаковом расстоянии от струн.
- Пальцы прижимают струны под прямым углом к плоскости грифа.
- Пальцы прижимают струны максимально близко к ладовой пластине.
- Пальцы прижимают струны кончиком, а не подушечкой.
Иллюстрации:
Комментарии:
К правилу 1
Большой палец касается задней части грифа подушечкой.
В зависимости от позиции пальцев, прижимающих струны, большой палец может принимать разные положения. На средней линии грифа, чуть выше, чуть ниже, под углом. Но он всегда касается грифа подушечкой пальца. Не серединой пальца и не всей поверхностью, лежа вдоль грифа. Также он не должен торчать над верхней частью грифа.
К правилу 2
Кисть округлая.
Округлая форма кисти способствует оптимальной работе пальцев. Конечно, идеально круглую кисть не всегда возможно держать, бывают разные позиции. Здесь речь идет о примерном ощущении в руке. Она должна быть скорее круглой, чем плоской.
К правилу 3
Между ладонью и нижней частью грифа свободное пространство (не касается).
Свободное пространство между ладонью и грифом дает большую свободу пальцам при игре на разных струнах. Прилипшая снизу ладонь эту свободу ограничивает.
К правилу 4
Кисть выдвинута вперед.
При выдвижении кисти вперед гораздо проще дотянуться до верхних струн (басов).
К правилу 5
Ладонь примерно параллельна грифу, все пальцы на одинаковом расстоянии от струн.
Таким образом, все пальцы находятся в одинаковых условиях. Каждый палец готов к работе в любой момент времени, и чтобы прижать струну требуется минимум движений.
К правилу 6
Пальцы прижимают струны под прямым углом к плоскости грифа.
Это правило дополняет предыдущее. Если ладонь параллельна нижней части грифа, то и пальцы прижимают примерно под прямым углом. Не всегда удается соблюсти это правило, иногда первый или четвертый палец прижимают под другим углом из-за анатомических особенностей, это нормально.
К правилу 7
Пальцы прижимают струны максимально близко к ладовой пластине.
Чем ближе точка прижатия к ладовой пластине, тем меньше усилий требуется приложить для качественного прижатия. Чем дальше, тем больше вероятность возникновения треска и других призвуков. Сразу привыкайте прижимать струну правильно.
К правилу 8
Пальцы прижимают струны кончиком, а не подушечкой.
Кончик пальца тверже, и прижать им легче. Это во-первых. Во-вторых, прижимая кончиком пальца мы не глушим соседние струны.
Ошибки:
- Торчащий над грифом большой палец.
- Лежащий вдоль грифа большой палец.
- Прилипшая к нижней части грифа ладонь.
- Кисть расположена сзади грифа (прижатие из-за угла).
- Лежащие на боку пальцы (ладонь развернута влево).
- Прижатие струны далеко от лада.
- Прижатие струны подушечками пальцев.
Иллюстрации
Комментарии:
К ошибке 1
Торчащий над грифом большой палец.
Дело не в самом пальце. А в том, что таким образом у остальных пальцев меньше свободы и меньше длины для доступа к басовым струнам. Кисть уходит вниз. На широком грифе классической гитары это имеет значение. На узких и полукруглых грифах эстрадных гитар такое положение большого пальца является нормальным, там он даже участвует в прижатии струн.
К ошибке 2
Лежащий вдоль грифа большой палец.
Такое положение пальца абсолютно неприемлемо. Нельзя потому что нельзя 🙂 Даже не могу толком объяснить почему, но играть так неудобно. Эту ошибку не иллюстрировал бы, но она иногда встречается у самоучек.
К ошибке 3
Прилипшая к нижней части грифа ладонь.
Часто встречающаяся ошибка. Такое положение зажимает кисть левой руки и сковывает движения пальцев.
К ошибке 4
Кисть расположена сзади грифа (прижатие из-за угла).
Пальцы должны как бы нависать над струнами. Так им гораздо легче достать до любой струны, до любого лада при минимальных движениях. Чем больше кисть уходит за гриф, тем сложнее дотянуться до басовых струн, нужно делать больше движений.
К ошибке 5
Лежащие на боку пальцы (ладонь развернута влево).
Развернутая влево кисть осложняет прижатие струн третьим и четвертым пальцами. Они находятся гораздо дальше от струн, чем первый со вторым. Чтобы из такого положения прижать струну четвертым пальцем нужно вращать всю кисть. Ниже на анимациях это видно.
Прижатие 4 пальцем из правильной позиции
Прижатие 4 пальцем при развернутой кисти влево
К ошибке 6
Прижатие струны далеко от лада.
Одна из основных причин треска — неточное прижатие струны. Прижимая струну максимально близко к ладу вы не только уменьшаете вероятность возникновения треска от недожима, но и экономите усилия, ведь чем ближе к ладу, тем меньше усилий требуется для качественного прижатия.
К ошибке 7
Прижатие струны подушечками пальцев.
Прижатие подушечкой неточное, неэффективное, и глушит соседние струны. Пальцы должны работать как молоточки, прижимая струну кончиком пальца, твердой его частью.
Практические рекомендации и дополнения
- Не относитесь слишком дотошно к этим правилам. Это всего лишь общие принципы, на которые следует ориентироваться. Игровых ситуаций очень много, и в каждой из них рука может принимать самые разнообразные положения.
- Если при попытке держать руку «правильно» у вас возникает дискомфорт, зажатость или боль, значит вы держите руку неправильно. Положение руки должно быть прежде всего комфортным. Если есть дискомфорт, значит немного отступите от правил и найдите удобное положение. В неудобном положении вы просто не сможете играть.
- Возьмите за основу правила и найдите положение руки, удобное именно вам. Многое зависит от анатомических особенностей, посадки, возраста, пола.
Источник